(из нашего вотсапа) Дискуссия на тему или религия это "убежище" или это "путь"?
Вспомнил замечательную майсу, которую я слышал от своего учителя реб Аврома Миллера, благословенна память праведника, больше тридцати лет назад в Москве.
Реб Авром рассказывал: мальчик в хедере спрашивает у своего ребе: Ребе, почему сказано "дом Аарона благословите Б-га, дом Израиля благословите Б-га, боящиеся Б-га благословите Б-га"? Почему про боящихся Б-га не сказано "дом"?
Ребе отвечает: понимаешь, мальчик, очень часто у боящихся Б-га нет дома.
Мальчик спрашивает снова: но ведь сказано "и было, поскольку боялись акушерки Б-га, и построил им дома". Ребе отвечает: я тебе желаю, чтобы у тебя был сын который будет задавать тебе такие вопросы.
До сих пор слова реб Аврома.
Почему я вспомнил эту историю? "Дом Израиля" это очевидно "убежище". И по-видимому, это все же нечто исходное, первичное и базовое
Даже если мы скажем что Авраам это путь - что очевидно, "лех леха" - "иди себе" - это очевидно путь - но это еще не "дом"
Только у Яакова это становится "домом", и мудрецы говорят, "не как Авраам, назвавший горой.." но как Яаков, назвавший "домом"
То есть, безусловно, прежде всего "дом Израиля" Но что? Есть особые души, "боящиеся Б-га", которые слышат призыв и отправляются в путь. Поэтому "у боящихся Б-га нет дома"
Вопрос может ли быть "и-и". Ответ: может, но очень редко...
Когда мы говорим о "жилище в нижних" - это тоже скорее "дом", чем лагерь альпинистов на пути к Эвересту
Если пользоваться юнговским понятием "индивидуации" - то она, как понятно индивидуальна. И не для всех.
Интересно сравнить позицию скажем, религиозного сионизма, и например ребе из Сатмар о котором мы говории вчера.
В известном смысле это как раз эти концепции. Религиозный сионизм говорит о "шлихут", миссии в мире. Другими словами пути.
Сатмарский Ребе говорит если мы разрушим "дом" - то некуда будет возвращаться.
То, что мы видим, что ультраортодоксия усиливается - может быть потому, что дом предшествует пути