Учили вчера "Орот аТшува" обсуждали, что раньше тшува или рахамим, раскаяние или милосердие? Ради чего Б-г создал мир - ради раскаяния или ради милосердия? Так или иначе это очень близкие понятия, и см. Игерет Атшува гл 7-8
Сейчас подумал: когда-то в школе учил немецкий. И были там таблицы так называемых "неправильных" глаголов. Которые "неправильно" склонялись и единственное что можно было сделать это выучить их наизусть. Учить наизусть не хотелось, и я искал какие то объяснения. И где то откопал, что эти "неправильные" глаголы они и есть самые древние, самые основные слова языка.
Я к тому, что вдруг эти "неправильные" евреи, которые "неправильно" верят или "неправильно" спят.. и есть самые высокие, самые коренные души мира? И что единственное, что их может вернуть (или, если хотите, поднять) это рахамим, бесконечная эмпатия?
* А что если известная история рабби Нахмана о "семи нищих", в сущности, именно об этом. Есть семеро (удивительно совпадает с числом 7, семь эмоциональных сфирот, семь дней творения, число, выражающее сущность этого мира) - которые как бы "не от мира сего", они пришельцы в этом мире. Они "слепые", "глухие", "немые" в этом мире - ибо их души из более высокого мира?
Говорил ли рабби Нахман (также) о себе? Рав Ицхак Гинзбург утверждает, что каждый праведник "пишет книгу о себе"....
* Ну и конечно, коммунизм и фашизм - это уничтожение всех "неправильных" - инвалидов, сумасшедших и т.д. и всех остальных "отклоняющихся" от нормы.
А иудаизм, по идее, как раз наоборот. "Гер ятом веалмана" - пришелец, сирота и вдова - не только они, но все категории населения, слабые и нуждающиеся в защите. С ними находится Б-г, и защита их и помощь им - одна из самых больших заповедей.
Очевидно, речь не идет о ситуациях, когда "пришелец поднимается над тобой выше и выше", или когда обладатели тех или иных "отклонений" начинают утверждать что именно это "норма" и т.д.