Учили вчера "Орот аТшува" обсуждали что раньше тшува или рахамим раскаяние или милосердие? Ради чего
Учили вчера «Орот аТшува» обсуждали, что раньше тшува или рахамим, раскаяние или милосердие? Ради чего Б-г создал мир — ради раскаяния или ради милосердия?
Так или иначе это очень близкие понятия, и см. Игерет Атшува гл 7-8
Сейчас подумал: когда-то в школе учил немецкий. И были там таблицы так называемых «неправильных» глаголов. Которые «неправильно» склонялись и единственное что можно было сделать это выучить их наизусть.
Учить наизусть не хотелось, и я искал какие то объяснения. И где то откопал, что эти «неправильные» глаголы они и есть самые древние, самые основные слова языка.
Я к тому, что вдруг эти «неправильные» евреи, которые «неправильно» верят или «неправильно» спят.. и есть самые высокие, самые коренные души мира? И что единственное, что их может вернуть (или, если хотите, поднять) это рахамим, бесконечная эмпатия?
*
А что если известная история рабби Нахмана о «семи нищих», в сущности, именно об этом. Есть семеро (удивительно совпадает с числом 7, семь эмоциональных сфирот, семь дней творения, число, выражающее сущность этого мира) — которые как бы «не от мира сего», они пришельцы в этом мире. Они «слепые», «глухие», «немые» в этом мире — ибо их души из более высокого мира?
Говорил ли рабби Нахман (также) о себе? Рав Ицхак Гинзбург утверждает, что каждый праведник «пишет книгу о себе»….
*
Ну и конечно, коммунизм и фашизм — это уничтожение всех «неправильных» — инвалидов, сумасшедших и т.д. и всех остальных «отклоняющихся» от нормы.
А иудаизм, по идее, как раз наоборот. «Гер ятом веалмана» — пришелец, сирота и вдова — не только они, но все категории населения, слабые и нуждающиеся в защите. С ними находится Б-г, и защита их и помощь им — одна из самых больших заповедей.
Очевидно, речь не идет о ситуациях, когда «пришелец поднимается над тобой выше и выше», или когда обладатели тех или иных «отклонений» начинают утверждать что именно это «норма» и т.д.