Сегодня в шабат читал Гешеля, "Б-г ищет человека". На иврите. Достаточно тяжелое чтение - надо поискать, может вышло на русском тоже.
Почему Гешель?
А потому, что когда я читаю - или даже делаю урок - по раву Куку. Или по Карлебаху. Их исходная позиция - "то, что Б-г есть - это понятно. Мы сейчас всем вам объясним, что это круто верить в Б-га, и вам тоже понравится..."
Их исходная точка - это несомненная вера. Рав Гинзбург, если судить по "Сод аШем" - его исходная точка, как раз сомнения. И он делает все чтобы их подавить. Сделать свою веру несомненной...
А вот хочу ли я так? И поэтому я вспомнил Гешеля. Тяжелая книга, тяжелый перевод, но он как раз не исходит из "презумпции веры". Он как раз исходит из обратного. Он идет от мира современного человека. Который отошел от веры. И потом - вернулся. Читал отрывочно, может завтра какие то отрывки поднимем на уроке.
Что осталось? Вера - по Гешелю - это способность удивляться.
Он приводит известный мидраш про Авраама, о путнике, который идет и видит город в огнях (по одному из мнений) или город горящий. И справшивает себя "может ли быть, что этот город без хозяина" - "И выглянул ему хозяин города".
Вот это первичное удивление, вот это не-восприятие мира как само-собой-разумееющегося Гешель считает исходной религиозной позицией.
Мы как то обсуждали достоинства "детской" веры. Детская вера - это безусловно, изумление. Вера, основанная на искреннем изумлении миром и всем, что в нем.
Йегуда Ифрах как то говорил, что главное качество ребенка (и ЗА) это "сакранут" - любопытство. Гешель говорит лучше: ребенок, и танахическая вера - это изумление.
Можно думать, как это сказать на иврите. "Афлаа" - понятие, о котором часто говорит рав Ицхак Гинзбург - очень хорошо можно объяснить как "изумление".
Было еще несколько замечательных мест. О том, что если Б-г мертвый - то он мне такой не нужен. И что в моем поиске Б-га есть на самом деле еще один участник - Б-г. И если он не захочет - то я ничего не найду...
И самое главное - он говорит, что это не я ищу Б-га. Это Б-г ищет меня. Мои сомнения, мои поиски Б-га это Б-г ищет меня, а не я его. Собственно это смысл названия "Б-г ищет человека".
Все это разбавлено и растворено в огромном количестве философии, которая делает это чтение не слишком простым. * Еще Шагара читал. Тоже вопрос вопросов. Можем ли мы, дети постмодерна, всерьез пытаться верить по образцу модерна? Тоже совсем не простое чтение. Ни у Шагара ни у Гешеля нет "легкой" веры. Может быть это самое то, что нужно?