Пару дней назад мы говорили об идее рава Гинзбурга что прошлое и будущее существует только в моей голове
Пару дней назад мы говорили об идее рава Гинзбурга что прошлое и будущее существует только в моей голове. И что это контр интуитивно.
Но потом илея мне понравилась, и по сути вопрос сводится к тому или я ощущаю свою ответственность перед чем то внешним от меня. Или перед чем то внутренним.
И вопрос не «как на самом деле» а как это более эффективно для меня.
То есть если Б-г «вовне» стимулирует меня в большей степени быть тем что я дллжен быть — то все ок. Но что если нет? Если Б-г внутри более эффективен чем Б-г снаружи?
Сказать честно, по сути это все различие между теми, кто назыаает себя «религиозными» и теми кто считает себя «светскими». У первых Б-г вовне. У вторых Б-г внутри. Больше никакой разницы нет. Религиозные, конечно, кричат, что как же вы без «внешнего» Б-га проживете?
Светские резонно отвечают, что без внутреннего Б-га внешний тоже не работает…
Хорошо, нотчто говорит хасидут?
Лично у меня предположение, что «внутренняя» Тора означает что Тора внутри, и Б-г тоже внутри.
Собственно это известный мидраш на «в Торе Вс-вышнего желание его и в его Торе он будет размышлять». Это мидраш на первый псалом. Что вначале это «Тора Вс-вышнего» . Но потом это «его Тора», самого человека.
Так или иначе меня лично идея Б-га внутри как то больше мобилизует… А так дело каждого..
Можно еще вспомнить Ошо. Что повзрослеть это убить своего отца и учителя. В смысле избавиться от зависимости между ними.
Это как бы очень хорошо обьясняет почему так много людей чувствуют себя неуютно с этим «внешним» Б-гом
*
Может это самая большая проблема тшувы. Что человек привыкший и воспитанный на внутреннем управлении. Пытается переключиться на внешнее. В результате первое отключается. А второе так и не включилось..
Кстати наша глава, «законы которые положишь перед ними». На иврите «лифнейгем», внутри них. Есть много хасидут на это, но смысл может быть легко как мы сказали: закон *внутри* тебя