Рав говорил на последнем уроке (хай элул) что Баал Шем Тов отождествлял себя с аспектом "афар" ("прах", "прах ты и в прах вернешься").
Но можно понять так, что Баал Шем Тов - это "материнский архетип". Хасидут вообще это начало раскрытия "материнского архетипа". Баал Шем Тов поддерживал, чтобы евреи обрабатывали землю. Баал Шем Тов хотел поехать в Эрец Исраэль. Связанные вещи.
С другой стороны - Баал Шем Тов это безусловная любовь. Даже к грешникам. Я бы мог предположить, что это также "материнская" любовь. Любовь матери к своему ребенку.
Где я об этом читал? У Гешеля. "Б-г ищет человека". Он описывает, как пророк смотрит на мир "глазами Б-га". И как же Б-г смотрит на мир? Глазами матери, которая смотрит на своего ребенка.
Возможно, это одна из самых основных идей у Баал Шем Това.
Хотя обычно мы говорим, что Гавайе, "отец" это хесед, "ман", "воды милости", а Элоким, "мать", это "дин", суд. Но возможно, что "где-то там наверху" это все в точности наоборот. То есть Баал Шем Тов это раскрытие "материнской любви", сущностной и безусловной, Творца к Творению.
Я как то писал о том, что Зоар начинается с идеи "тринадцати мер милосердия". И где они находятся? Между двумя именами Элоким. Так что все в общем, сходится.
Именно Элоким, суд, цимцум. За ним скрывается сущностная любовь матери-земли к Творению. Не "рассудочная" любовь отца. А безусловная, идущая из самого нутра, из сердца любовь матери. И это то, что раскрывается в поколениях дней Мошиаха. И это то, что возвращает и поднимает даже тех, кто совсем отдалился и упал * Рав как то говорил, что многие великие праведники - это "женские души". И тогда мы понимаем, что они, такие праведники, раскрывают сущностную, безусловнуЮ материнскую любовь в Творении. Баал Шем Тов, рабби Нахман, рав Кук, Ребе - это праведники, которые ассоциируются у меня именно с такой, "материнской" любовью. * Поразительно (возможно я что то упускаю) что во всех разговорах о "материнском архетипе" этот аспект сущностной любви как бы упускается. Или это моя ошибка?