Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

От прочтения психологической литературы возникает интересный вопрос есть ли Б-г? Или точнее что такое

От прочтения психологической литературы возникает интересный вопрос: есть ли Б-г? Или точнее: что такое «Б-г психологов»? Или «верят ли психологи в Б-га»? Или: Б-г психологов и Б-г, открывшийся праотцам — это одно и то же? Или вообще не то же самое? Вопрос не так прост как кажется. Я помню в первые годы тшувы, когда я впервые услышал про теорию «Большого взрыва» я был воодушевлен: вот оно, доказательство существования Б-га! И был разочарован узнать, что ведущих физиков это отнюдь не убедило в существовании Б-га. То же здесь: кажется, что от признания психической деятельности как чего то реально существующего и измеримого — один шаг до «Б-г есть». Но, кажется, нет. Психологи не торопятся сделать этот шаг. Но зайдем с другой стороны. А что такое Б-г в иудаизме? Что такое Б-г каббалы и хасидизма? В каббале «Б-г» (Святой Благословен Он, аКадош барух Гу) это Зеер анпин, некоторая структура в мире Ацилут). Это само по себе непонятно, и еще блоее непонятно, как это согласуется с «Б-гом по простому сммыслу» без каббалы. Хасидут идет еще дальше: в хасидуте «Б-г» это, в сущности ступени раскрытия моей собственной души. Б-г это корень моей души. И дальше различные ступени раскрытия. Поэтому когда раскрывается ступень «хохма» — это «Б-г говорит». А когда раскрывается бина — то это «Моше говорит»… И кажется, именно эта, хасидская интерпретация Б-жественности очень близка к современной психологической концепции бессознательного. И все же: есть ли что-то в постижении великих мистиков и праведников, выше чем просто «бессознательное»? Есть ли какое то «раскрытие свыше»? Есть ли Б-г, который раскрылся Аврааму, Ицхаку, Яакову и Моше? Что такое Тора? Только игра нашего бессознательного? Или что то выше этого? На мой взгляд, психология это своего рода «мост» между грубым материализом и религией. Этот мост делает возможным в принципе понять, как «сообщения» из высшего мира приходят в наш мир, через бессознательное. Но по самой сути этих сообщений психологам кажется нечего сказать. Возможно, кстати, что «коах амедаме» о котором так много говорит рабби Нахман (и обычно мы переводим как «воображение») на самом деле означает «бессознательное». И тогда становится ясным, что имеет в виду рабби Нахман, когда он говорит что основа Служение это очищение (бирур) именно «коах а-медаме». Другими словами — очищение потока бессознательного в человеке. Почему я все же делаю вывод, что религия выше чем психология глубин? Я просто иду по улице своего ишува и смотрю на лица людей. Это не психология осветила их лица. Это что-то раскрывшееся Свыше создало этот великий народ, способный вместить в себя бесконечный Б-жественный свет, и нести его из поколения в поколения. Дарование Торы не мистический сеанс, и урок рава это не консультация психолога. Но психолог может по крайней мере объяснить нашему материалистическому разуму, что это принципиально возможно…