От прочтения психологической литературы возникает интересный вопрос: есть ли Б-г? Или точнее: что такое "Б-г психологов"? Или "верят ли психологи в Б-га"? Или: Б-г психологов и Б-г, открывшийся праотцам - это одно и то же? Или вообще не то же самое?
Вопрос не так прост как кажется. Я помню в первые годы тшувы, когда я впервые услышал про теорию "Большого взрыва" я был воодушевлен: вот оно, доказательство существования Б-га! И был разочарован узнать, что ведущих физиков это отнюдь не убедило в существовании Б-га.
То же здесь: кажется, что от признания психической деятельности как чего то реально существующего и измеримого - один шаг до "Б-г есть". Но, кажется, нет. Психологи не торопятся сделать этот шаг.
Но зайдем с другой стороны. А что такое Б-г в иудаизме? Что такое Б-г каббалы и хасидизма? В каббале "Б-г" (Святой Благословен Он, аКадош барух Гу) это Зеер анпин, некоторая структура в мире Ацилут). Это само по себе непонятно, и еще блоее непонятно, как это согласуется с "Б-гом по простому сммыслу" без каббалы.
Хасидут идет еще дальше: в хасидуте "Б-г" это, в сущности ступени раскрытия моей собственной души. Б-г это корень моей души. И дальше различные ступени раскрытия. Поэтому когда раскрывается ступень "хохма" - это "Б-г говорит". А когда раскрывается бина - то это "Моше говорит"...
И кажется, именно эта, хасидская интерпретация Б-жественности очень близка к современной психологической концепции бессознательного.
И все же: есть ли что-то в постижении великих мистиков и праведников, выше чем просто "бессознательное"? Есть ли какое то "раскрытие свыше"? Есть ли Б-г, который раскрылся Аврааму, Ицхаку, Яакову и Моше? Что такое Тора? Только игра нашего бессознательного? Или что то выше этого?
На мой взгляд, психология это своего рода "мост" между грубым материализом и религией. Этот мост делает возможным в принципе понять, как "сообщения" из высшего мира приходят в наш мир, через бессознательное. Но по самой сути этих сообщений психологам кажется нечего сказать.
Возможно, кстати, что "коах амедаме" о котором так много говорит рабби Нахман (и обычно мы переводим как "воображение") на самом деле означает "бессознательное". И тогда становится ясным, что имеет в виду рабби Нахман, когда он говорит что основа Служение это очищение (бирур) именно "коах а-медаме". Другими словами - очищение потока бессознательного в человеке.
Почему я все же делаю вывод, что религия выше чем психология глубин? Я просто иду по улице своего ишува и смотрю на лица людей. Это не психология осветила их лица. Это что-то раскрывшееся Свыше создало этот великий народ, способный вместить в себя бесконечный Б-жественный свет, и нести его из поколения в поколения. Дарование Торы не мистический сеанс, и урок рава это не консультация психолога.
Но психолог может по крайней мере объяснить нашему материалистическому разуму, что это принципиально возможно...