У рабби Нахмана я когда-то нашел "ворт", что также как польские шляхтичи любят хвастаться, "я побывал в Варшаве", "а я в Киеве", "а я в Лейпциге" - так должен вести себя хасид. "Я побывал в Ашлаге". "А я в Ижбице". "А я в Коцке". Ведь жизнь проходит, и ты видишь, что так и не довелость выглянуть за околицу своей деревни.
Я конечно понимаю, Ребе где-то пишет, что раньше были люди, которые в течение всей жизни не выезжали за пределы своей деревни. Но тут пусть каждый спросит себя - хочу я так?
Сегодня принято, что ребята сразу после армии отправляются в кругосветное путешествие. Кто на год, кто на два, кто на пять. Кто на 10. Повидав мир, они возвращаются. И потом только создают семьи. И эти семьи стоят на прочном фундаменте сформировавшихся людей.
Я понимаю, мы харейдим. Мне в мои 20 лет не приходило в голову отправиться в путешествие. Мы нашли свою синагогу и закрылись в ней. Но 30, 40, 50. Неужели не тянет в путь? Авраам отправился в путь - ему вообще было 75. Может, даже в 75 еще не поздно выйти в путь, чтобы искать "землю которую я тебе покажу"?
Откуда эти безумные страхи? Глянешь не туда, упадешь в клипу. Посмотришь налево - мессианские. Направо - греческая философия. Назад - назад лучше не смотреть. Впереди? Что ждет нас впереди? Может быть лучше свернуть со столбовой дороги на тропинку? На лесную тропу? Может тебя ждет там какое то открытие?
Я не знаю, но мне кажется, что пока человек жив - в нем есть эта страсть к путешествию. К открытию чего-то нового.
* (в голове звучит музыка: "маме, мег их гейн шпацирн? "Йо, майн либе тохтер.." Маме, мег их романсирн - "йо, майн либе тохтер" &t=2159s)