Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Но тех псалмов со слезами уже нет"

«Но тех псалмов со слезами уже нет». Каббала Михаэля Лайтмана. Ицхак Ройтман, 12 июля 2020 года В одном местечке жил один простой еврей, который не знал святого языка, и читал теилим с большой сердечной каваной (намерением). Баал Шем Тов обратил на него внимание, и начал учить его Торе, а потом и каббале. Этот простой еврей постепенно стал мудрецом Торы и знатоком тайного учения. Какое то время спустя Баал Шем Тов снова проходил мимо этого местечка. Снова встретил этого еврея, теперь уже большого мудреца и праведника. Послушал как он молится и сказал: «Да, он молится со всеми каванот (каббалистическими намерениями). Но тех Теилим со слезами уже нет». Рав Ицхак Гинзбург сказал как то: Баал Шем Тов очень любил простых евреев. Но при этом он старался, чтобы они не оставались простыми евреями, и учил их Торе. Что означает эта история? Почему все же Баал Шем Тов все же продолжал учить простых евреев? Михаэль Лайтман объясняет: действительно, когда человек учит Тору — это раздувает его эго. Но пока человек не вырастет, и не раздует свое эго до максимума — он ничего не может исправить. Если он остается в состоянии маленького ребенка — он не растет. Его эго не растет. И это значит, что на самом деле он не способен ничего исправить. Исправление не в том, что человек постоянно бьет свое эго, а в том что он дает ему максимально вырасти, и тогда происходит исправление и «превращение». Это связано с нашей «горячей» темой. Почему зачастую человек делает тшуву, и это делает его только хуже? Ответ я нашел у М. Лайтмана. Ты сделал отличную тшуву. Ты раздул свое эго до бесконечности. Вот сейчас ты можешь его перевернуть. Человек который ограничивает свой рост — как известная майса Мителер Ребе — это ничего не исправляет. Этот еврей Баал Шем Това был с маленьким эго в начале. И потом он начинает учить Тору. И начинается работа. Евреи вышли из Египта. И начали жаловаться. Почему? То же самое. Эго начало расти. Началась работа. История человечества — это история роста самосознания человечества, и как следствие — эгоизма. Начиная с начала Нового Времени происходит экспоненциальный рост эгоизма. И поэтому, те «лекарства» от эгоизма, которые работали в предыдущих поколениях — просто не работают. Пока твое эго не выросло — ты ищешь «сказки». Сказки Танаха. Сказки хасидут. Сказки Нового Завета. Когда ты вырос — вдруг ты понимаешь. что сухой и скучный Ашлаг как раз говорит о самой сути вещей. До определенного возраста человек должен просто расти и развиваться. ДО 20 лет нет «мохин дэаба», и нет места критике. После «20 лет» человек должен начать одевать «тфилин рабейну Там», испрвалять свой эгоизм. Поэтому, можно и нужно учиться у Михаэля Лайтмана. Но при этом помнить слова рава Кука, что «приближение к праведникам может быть опасным для хасида. Ибо небольшой недостаток учителя становится большим недостатком у ученика». С другой стороны, тот у кого нет такого эго как у Михаэля Лайтмана, как он может вообще говорить об эго? Я перед тем, как слушать Лайтмана послушал несколько «кошерных» уроков по Предисловию к Сулам. И все они «гонят», все там «вода» и «морализаторство». Тогда я начал слушать уроки рава Лайтмана. И да, он понимает, о чем он говорит. Он описывает собственные состояния, а не теорию каббалы. Поэтому, при всем, что говорится о нем и его группе, я склоняюсь к тому, чтобу учиться у него. Тем более, что он проделал огромную работу по переводе каббалистических текстов на русский язык.