Рав Гинзбург и рав Кук: "мир сокрытия" и "мир раскрытия". Ицхак Ройтман, 28 июня 2020
Это достаточно серьезный вызов, свич от рава Гинзбурга к раву Куку и наоборот. Чем они отличаются? Что каждый из них хочет сказать? Каково наше отношение к каждому из них. Большинство конфликтов уменьшаются, когда мы понимаем откуда это идет. Нужно понять откуда идет рав Гинзбург, и откуда идет рав Кук. Рав Кук - ученик Виленского Гаона. Не в первом поколении, понятно, но он ученик Гаона. Рав Гинзбург - хасид Любавичского Ребе. Это определяет все остальное. Виленский Гаон это открытая Тора. Хасидизм это сокрытая Тора. Это не значит что Гаон из Вильно не изучал каббалу. Изучал каббалу, и у рава Кука тоже многое основано на каббале. Также в хасидизме, Алтер Ребе называется "Автор Тании и Шулхан Арух". Так или иначе и Гаон, и его ученики стоят ногами на земле. В мире действия. Исходная точка хасидизма - это "мир сокрытия". Есть пара понятий в хасидизме - мир сокрытия и мир раскрытия. Первые две буквы Имени это мир сокрытия. Последние две - мир раскрытия. Рав Кук это последние две буквы, мир раскрытия. Хасидизм - это мир сокрытия. Я бы назвал это логикой и антилогикой. Вся Тора дана в открытом мире, и учит как вести себя по логике этого мира. Но это толкьо вав-кей. Это вся Тора? - Ответ: нет. Есть нечто более высокое, есть йуд-кей. "Сокрытое Вс-вышнему Б-гу нашему, а открытое нам и нашим детям". Йуд-кей это мир сокрытия, это мир Б-га. Это не твой мир. Нам сказано "открытое нам и нашим детям". Но Вс-вышний хочет, чтобы этот свет сокрытого мира раскрылся в этом мире. Задача рава Кука построить раскрытый мир. А задача хасидут - это сокрытый мир. Привлечь в этот мир свет мира сокрытия.
Парадоксально, но идеи "мира сокрытия" ближе в известном смысле, к народам мира. Они более универсальны, чем идеи "мира раскрытия". Поэтому, как ни парадоксально, открытую Тору нееврей не может учить. А сокрытую - может. И даже это мицва.
Логика сокрытого мира это антилогика. Оруэлл. "Мир это война, а война это мир". Что говорит хасидут? Что зло есть открытое добро! Чем не Оруэлл?
Есть некоторая тонкость в восприятии логики хасидут. Рав Кук это модерн. Основная идея модерна - что мир логичен. Надо понять законы этого мира и построить по ним общество. И будет счастье. Это "Мошиах" модерна. Мошиах - это разум.
Двадцатый век полностью разбил этот подход. Мы сегодня понимаем, что мир принципиально нелогичен. В нашем мире, мире вав-кей, есть какой то сигнал из высших миров. Есть большое стремление его понять, его постичь. И поэтому сегодня процветают различные направления хасидизма.
Далее собственно идет урок по уроку рава Гинзбурга по 11 посланию Тании.
Когда началась эпидемия короны, у рава было несколько уроков по 11 посланию Тании, основная идея которого - "научить тебя пониманию, что все что приходит Свыше это явное открытое благо"
"Когда человек представит себе что Вс-вышний творит его заново из полного ничто каждую секунду - как он может подумать, что ему плохо, или есть у него страдания и т.д."
"Аин" - "Ничто" - аспект Хохма, источник жизни и блага и наслаждения, выше будущего мира. Когда человек испытывает страдания - это означает, что ему светит свет хохма, "аин", который выше будущего мира. Получается, что человек должен быть счастлив, когда с ним происходит что-то плохое?
Но он не ощущает это "эйден", это наслаждение, и поэтому ему кажется что ему плохо. Это основной посыл 11 послания Тании.