Рав Гинзбург и рав Кук "мир сокрытия" и "мир раскрытия"
Рав Гинзбург и рав Кук: «мир сокрытия» и «мир раскрытия». Ицхак Ройтман, 28 июня 2020
Это достаточно серьезный вызов, свич от рава Гинзбурга к раву Куку и наоборот. Чем они отличаются? Что каждый из них хочет сказать? Каково наше отношение к каждому из них.
Большинство конфликтов уменьшаются, когда мы понимаем откуда это идет.
Нужно понять откуда идет рав Гинзбург, и откуда идет рав Кук.
Рав Кук — ученик Виленского Гаона. Не в первом поколении, понятно, но он ученик Гаона.
Рав Гинзбург — хасид Любавичского Ребе.
Это определяет все остальное.
Виленский Гаон это открытая Тора.
Хасидизм это сокрытая Тора.
Это не значит что Гаон из Вильно не изучал каббалу. Изучал каббалу, и у рава Кука тоже многое основано на каббале.
Также в хасидизме, Алтер Ребе называется «Автор Тании и Шулхан Арух».
Так или иначе и Гаон, и его ученики стоят ногами на земле. В мире действия.
Исходная точка хасидизма — это «мир сокрытия».
Есть пара понятий в хасидизме — мир сокрытия и мир раскрытия. Первые две буквы Имени это мир сокрытия. Последние две — мир раскрытия.
Рав Кук это последние две буквы, мир раскрытия.
Хасидизм — это мир сокрытия.
Я бы назвал это логикой и антилогикой.
Вся Тора дана в открытом мире, и учит как вести себя по логике этого мира. Но это толкьо вав-кей. Это вся Тора? — Ответ: нет.
Есть нечто более высокое, есть йуд-кей.
«Сокрытое Вс-вышнему Б-гу нашему, а открытое нам и нашим детям». Йуд-кей это мир сокрытия, это мир Б-га. Это не твой мир.
Нам сказано «открытое нам и нашим детям».
Но Вс-вышний хочет, чтобы этот свет сокрытого мира раскрылся в этом мире.
Задача рава Кука построить раскрытый мир. А задача хасидут — это сокрытый мир. Привлечь в этот мир свет мира сокрытия.
Парадоксально, но идеи «мира сокрытия» ближе в известном смысле, к народам мира. Они более универсальны, чем идеи «мира раскрытия». Поэтому, как ни парадоксально, открытую Тору нееврей не может учить. А сокрытую — может. И даже это мицва.
Логика сокрытого мира это антилогика. Оруэлл. «Мир это война, а война это мир». Что говорит хасидут? Что зло есть открытое добро! Чем не Оруэлл?
Есть некоторая тонкость в восприятии логики хасидут.
Рав Кук это модерн. Основная идея модерна — что мир логичен. Надо понять законы этого мира и построить по ним общество. И будет счастье. Это «Мошиах» модерна. Мошиах — это разум.
Двадцатый век полностью разбил этот подход. Мы сегодня понимаем, что мир принципиально нелогичен. В нашем мире, мире вав-кей, есть какой то сигнал из высших миров. Есть большое стремление его понять, его постичь. И поэтому сегодня процветают различные направления хасидизма.
Далее собственно идет урок по уроку рава Гинзбурга по 11 посланию Тании.
Когда началась эпидемия короны, у рава было несколько уроков по 11 посланию Тании, основная идея которого — «научить тебя пониманию, что все что приходит Свыше это явное открытое благо»
«Когда человек представит себе что Вс-вышний творит его заново из полного ничто каждую секунду — как он может подумать, что ему плохо, или есть у него страдания и т.д.»
«Аин» — «Ничто» — аспект Хохма, источник жизни и блага и наслаждения, выше будущего мира. Когда человек испытывает страдания — это означает, что ему светит свет хохма, «аин», который выше будущего мира. Получается, что человек должен быть счастлив, когда с ним происходит что-то плохое?
Но он не ощущает это «эйден», это наслаждение, и поэтому ему кажется что ему плохо. Это основной посыл 11 послания Тании.