Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Гинзбург и рав Кук "мир сокрытия" и "мир раскрытия"

Рав Гинзбург и рав Кук: «мир сокрытия» и «мир раскрытия». Ицхак Ройтман, 28 июня 2020 Это достаточно серьезный вызов, свич от рава Гинзбурга к раву Куку и наоборот. Чем они отличаются? Что каждый из них хочет сказать? Каково наше отношение к каждому из них. Большинство конфликтов уменьшаются, когда мы понимаем откуда это идет. Нужно понять откуда идет рав Гинзбург, и откуда идет рав Кук. Рав Кук — ученик Виленского Гаона. Не в первом поколении, понятно, но он ученик Гаона. Рав Гинзбург — хасид Любавичского Ребе. Это определяет все остальное. Виленский Гаон это открытая Тора. Хасидизм это сокрытая Тора. Это не значит что Гаон из Вильно не изучал каббалу. Изучал каббалу, и у рава Кука тоже многое основано на каббале. Также в хасидизме, Алтер Ребе называется «Автор Тании и Шулхан Арух». Так или иначе и Гаон, и его ученики стоят ногами на земле. В мире действия. Исходная точка хасидизма — это «мир сокрытия». Есть пара понятий в хасидизме — мир сокрытия и мир раскрытия. Первые две буквы Имени это мир сокрытия. Последние две — мир раскрытия. Рав Кук это последние две буквы, мир раскрытия. Хасидизм — это мир сокрытия. Я бы назвал это логикой и антилогикой. Вся Тора дана в открытом мире, и учит как вести себя по логике этого мира. Но это толкьо вав-кей. Это вся Тора? — Ответ: нет. Есть нечто более высокое, есть йуд-кей. «Сокрытое Вс-вышнему Б-гу нашему, а открытое нам и нашим детям». Йуд-кей это мир сокрытия, это мир Б-га. Это не твой мир. Нам сказано «открытое нам и нашим детям». Но Вс-вышний хочет, чтобы этот свет сокрытого мира раскрылся в этом мире. Задача рава Кука построить раскрытый мир. А задача хасидут — это сокрытый мир. Привлечь в этот мир свет мира сокрытия. Парадоксально, но идеи «мира сокрытия» ближе в известном смысле, к народам мира. Они более универсальны, чем идеи «мира раскрытия». Поэтому, как ни парадоксально, открытую Тору нееврей не может учить. А сокрытую — может. И даже это мицва. Логика сокрытого мира это антилогика. Оруэлл. «Мир это война, а война это мир». Что говорит хасидут? Что зло есть открытое добро! Чем не Оруэлл? Есть некоторая тонкость в восприятии логики хасидут. Рав Кук это модерн. Основная идея модерна — что мир логичен. Надо понять законы этого мира и построить по ним общество. И будет счастье. Это «Мошиах» модерна. Мошиах — это разум. Двадцатый век полностью разбил этот подход. Мы сегодня понимаем, что мир принципиально нелогичен. В нашем мире, мире вав-кей, есть какой то сигнал из высших миров. Есть большое стремление его понять, его постичь. И поэтому сегодня процветают различные направления хасидизма. Далее собственно идет урок по уроку рава Гинзбурга по 11 посланию Тании. Когда началась эпидемия короны, у рава было несколько уроков по 11 посланию Тании, основная идея которого — «научить тебя пониманию, что все что приходит Свыше это явное открытое благо» «Когда человек представит себе что Вс-вышний творит его заново из полного ничто каждую секунду — как он может подумать, что ему плохо, или есть у него страдания и т.д.» «Аин» — «Ничто» — аспект Хохма, источник жизни и блага и наслаждения, выше будущего мира. Когда человек испытывает страдания — это означает, что ему светит свет хохма, «аин», который выше будущего мира. Получается, что человек должен быть счастлив, когда с ним происходит что-то плохое? Но он не ощущает это «эйден», это наслаждение, и поэтому ему кажется что ему плохо. Это основной посыл 11 послания Тании.