14 Личность, во всем развитии своей силы, требует своего образа от морали и от религии, когда они препятствуют раскрытию того блага и справедливости, которые есть в ней. Но никогда ни мораль, и не религия, не были предназначены, но только для того, чтобы препятствовать злу и дикости личности. И чрезвычайно нуждается человек в очищении своих эмоциональных качеств, и просвещении своих убеждений, пока он не начинает понимать и ощущать ту сторону дикости и преступности которая есть в нем, которая должна быть остановлена посредством религии и морали. И сознавать также сторону света и добра, которые есть в нем, которые выше функции религии и морали, в их обычном смысле. Культура раскрывает многие стороны добра и света в душе человека, которые (прежде) считались грехом и дикостью. И когда она находит в этом препятствия со стороны религии и морали, она борется с ними и побеждает их. Но в результате такой борьбы религия и мораль открывают для себя (или: внутри себя?) их свет. И, таким образом, эта личная свобода, и ее добрые природные требования, становятся основами самой религии и самой морали. И, таким образом, еще более укрепляется способность религии и морали управлять дикой стороной в человеке, при этом уважая и любя его высшие качеств и добро, которое в нем
(Рав Кук, Орот аКодеш, т. 3)