Замечательный урок Моти Карпеля по "Орот аКодеш"
"Праведники испытывают душевные муки, когда их вера в себя уменьшается в них, и они начинают думать, что они подобны толпе. И даже если они уподобляются самым лучшим и самым ученым среди толпы, даже тогда они не могут избавиться от внутреннего ощущения унижения.
Но они обязаны знать, что свойство их души — совершенно иное высшее свойство, что стремление к свету святости и к прилепленности к Вс-вышнему требуется от них каждую секунду. И они должны постоянно учить все остальные души, связанные с ними и питающиеся от их великой и общей души.
В числе таких праведников — все те, чье внутреннее стремление к тайнам Торы и к логике святой мудрости в общем, находится в них по природе.
И даже если иногда они уменьшаются от своего света, и иногда падают в каких-то второстепенных вещах, про это сказано «семь раз упадет праведник и поднимется». И даже после всего, что происходит с ним, он не должен прекращать верить в сущностную святость своей души, и открытым текстом говорится: «И знайте, что выделил Вс-вышний своего хасида, Вс-вышний услышит мою мольбу к нему».
«Тот, кто способен к истинному страху перед Небесами, к благочестию и святости, должен знать, что ему совершенно невозможно быть как все люди, но он должен напрягать все силы, чтобы держаться своей особой ступени»"
Комментарии Моти Карпеля. Мои вопросы – инициалами И.Р. Ответы Моти – инициалами М.К.
Праведники испытывают душевные муки,
Есть особые души. Праведники.
И.Р.: Они начинают думать, что они как все.
М.К.: да. Когда это происходит с ними?
когда их вера в себя уменьшается в них,
Дальше он объясняет, что «вера в себя» означает веру в сущностность их души. «Его вера в сущностную святость своей души».
Человек ощущает, что он создан для каких-то определенных вещей, тянется к определенным вещам. Это нечто сущностное у него, это не потому, что другие так поступают.
Сегодня люди хотят быть «оригинальными». Сегодня весь мир хочет быть «оригинальным». Они красят волосы в красный цвет, или делают какую-то отличную от всех прическу.
Иногда они также хотят быть «оригинальными» в духовности. Не о них говорит рав Кук. Они подражатели. И они хотят подражать также в оригинальности. Быть оригинальным означает получать жизненность из ее источника. Рав Кук очень часто использует это слово «оригинальный» (мекори), в смысле «связанный с источником» (макор).
Сегодня «оригинальный» — это тот, кто делает нечто, что никто не догадался еще сделать. Построить дом, который будет круче всех. Или купить машину, лучше, чем у других.
Это не та «оригинальность», о которой говорит здесь рав Кук. Он говорит о праведниках. Они обязаны, те, к кому это имеет отношение, те, у кого есть эта способность – они должны знать, что путь «толпы» как он называет их здесь, он не для них.
У них есть свой особый путь. И то, что другие поступают так – этот стал Хабадником, а этот стал «мерказником»… – Ты должен найти свою внутреннюю правду, и идти с ней.
урок полностью здесь: