Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

(или в продолжение пятничной темы или может "в тему" недельной главы)

(или в продолжение пятничной темы, или может, «в тему» недельной главы). Рав в последнем уроке (перед Шавуот) говорит о «каванот атфила». Каванот в молитвах. Каванот — для тех кто не в курсе — это такие каббалистические мысли, которые связываются с каждым словом молитвы. Первая реакция — что этот рав от меня хочет. Какие «каванот». Хорошо если «пируш милот», молиться с пониманием прочитанного… Хорошо если вообще какой то настрой на молитву, а не механическое прочитывание/пролистывание сидура (15-20 минут на Шахрит вполне достаточно)… Вторая реакция. И все же. Может быть, все же это каким то боком про нас? Третья реакция — это начинает связываться с идеей, которую мы тут обсуждали — про «служение праведников», «Народ твой все праведники» — и вывод был, что работа «праведников» это работа «лимуд зхут», оправдания, поиска заслуги в каждом человеке. Потом был еще пост про лешон ара (злой язык). Который не отличается по сути от «гилуй арайот» (разврата). Потом я подумал, что в сущности, это всем известно и так. Просто мы об этом вообще не думаем. От слова «никогда» как говорит одна моя родственница. Потому что язык (тем более клавиатура) это полный «эфкер», «клавиатура все стерпит», и вообще какое кому дело что я пишу у себя здесь. Не нравится не читайте… Однако Хазаль (мудрецы) говорят иначе. Хазаль говорят «брит а-муар кенегед брит а-лашон». «Союз языка соответствует союзу плоти». Язык и «брит» каким то образом оказываются связаны. И «пгам брит» (нарушение завета) дурного языка, оказывается, каким то образом сравнивается и соответствует «пгам брит» «знака святого союза». Если отвлечься от чисто религиозной тематики — что такое «пгам брит»? Это значит, что (и с точки зрения «материалистической» это, очевидно, так и есть) семя это что-то вроде мочи (недавно читал замечательный пост Маниса Фридмана о скромности. Он говорит, это не «скромность» а «святость». Наши бабушки и дедушки не выставляли напоказ свои отношения не из «скромности», а из ощущения святости. Поищу линк). Можно лить сколько хочется. В нем нет никакой духовности, оно не связано ни с какой «душой». Если искать крайнее выражение грубого материализма, отрицающего всякую духовность — то наверное это самое лучшее выражение. Я это кусок мяса, 80 процентов воды, а семя это моча такая (извиняюсь за грубость). Хорошо. А чем отличается такой «материалистический» подход к семенной жидкости от такого же материалистического подхода к тому, что произноит мой язык? Собственно, с языком еще яснее. Язык — это вообще ничего. Горништ. Ну сказал. Ну и что. От меня ничего не убавилось даже чисто в материальном смысле. Какой вывод? Нарушение этих обоих союзов (про «мясной союз» это говорится больше и чаще, но, как мы сказали, по сути, это ничем не отличаеться от «союза языка» и то, что сказано про первый, относится также и ко второму) — есть некий принципиальный барьер к святости. Без соблюдения этих двух союзов нечего и говорить о какой бы то ни было вообще святости, в любой форме. Интересный пример «шмират а-лашон» (хранения завета языка) можно найти.. у нашего праотца Ицхака. Ицхак знает, что Йосеф жив. И молчит. И не рассказывает Яакову. Союз такой. Ему сказали молчать, и он молчит. Известные слова про Моше «во всем моем доме он верный человек» Алтер Ребе объясняет в том смысле, что он «знает и молчит». Моше, более в общем, праведник поколения, может знать о какой то «гзейра», которая вынесена на поколение или отдельного человека. И он молчит. Не имеет права раскрывать. Это называется «он верный человек». Глава Шлах. Лешон ара про святую землю. Собственно прошлая глава тоже про лешон ара. Про Мирьям. Ну.. Выходит мы живем в ногу со временем. * У Баал Шем Това. И у рава. «хаш-маль». Все начинается с «хаш» — умения молчать.