(или в продолжение пятничной темы, или может, "в тему" недельной главы).
Рав в последнем уроке (перед Шавуот) говорит о "каванот атфила". Каванот в молитвах. Каванот - для тех кто не в курсе - это такие каббалистические мысли, которые связываются с каждым словом молитвы.
Первая реакция - что этот рав от меня хочет. Какие "каванот". Хорошо если "пируш милот", молиться с пониманием прочитанного... Хорошо если вообще какой то настрой на молитву, а не механическое прочитывание/пролистывание сидура (15-20 минут на Шахрит вполне достаточно)...
Вторая реакция. И все же. Может быть, все же это каким то боком про нас?
Третья реакция - это начинает связываться с идеей, которую мы тут обсуждали - про "служение праведников", "Народ твой все праведники" - и вывод был, что работа "праведников" это работа "лимуд зхут", оправдания, поиска заслуги в каждом человеке.
Потом был еще пост про лешон ара (злой язык). Который не отличается по сути от "гилуй арайот" (разврата).
Потом я подумал, что в сущности, это всем известно и так. Просто мы об этом вообще не думаем. От слова "никогда" как говорит одна моя родственница. Потому что язык (тем более клавиатура) это полный "эфкер", "клавиатура все стерпит", и вообще какое кому дело что я пишу у себя здесь. Не нравится не читайте...
Однако Хазаль (мудрецы) говорят иначе. Хазаль говорят "брит а-муар кенегед брит а-лашон". "Союз языка соответствует союзу плоти". Язык и "брит" каким то образом оказываются связаны. И "пгам брит" (нарушение завета) дурного языка, оказывается, каким то образом сравнивается и соответствует "пгам брит" "знака святого союза".
Если отвлечься от чисто религиозной тематики - что такое "пгам брит"? Это значит, что (и с точки зрения "материалистической" это, очевидно, так и есть) семя это что-то вроде мочи (недавно читал замечательный пост Маниса Фридмана о скромности. Он говорит, это не "скромность" а "святость". Наши бабушки и дедушки не выставляли напоказ свои отношения не из "скромности", а из ощущения святости. Поищу линк). Можно лить сколько хочется. В нем нет никакой духовности, оно не связано ни с какой "душой". Если искать крайнее выражение грубого материализма, отрицающего всякую духовность - то наверное это самое лучшее выражение. Я это кусок мяса, 80 процентов воды, а семя это моча такая (извиняюсь за грубость).
Хорошо. А чем отличается такой "материалистический" подход к семенной жидкости от такого же материалистического подхода к тому, что произноит мой язык? Собственно, с языком еще яснее. Язык - это вообще ничего. Горништ. Ну сказал. Ну и что. От меня ничего не убавилось даже чисто в материальном смысле.
Какой вывод? Нарушение этих обоих союзов (про "мясной союз" это говорится больше и чаще, но, как мы сказали, по сути, это ничем не отличаеться от "союза языка" и то, что сказано про первый, относится также и ко второму) - есть некий принципиальный барьер к святости. Без соблюдения этих двух союзов нечего и говорить о какой бы то ни было вообще святости, в любой форме.
Интересный пример "шмират а-лашон" (хранения завета языка) можно найти.. у нашего праотца Ицхака. Ицхак знает, что Йосеф жив. И молчит. И не рассказывает Яакову. Союз такой. Ему сказали молчать, и он молчит.
Известные слова про Моше "во всем моем доме он верный человек" Алтер Ребе объясняет в том смысле, что он "знает и молчит". Моше, более в общем, праведник поколения, может знать о какой то "гзейра", которая вынесена на поколение или отдельного человека. И он молчит. Не имеет права раскрывать. Это называется "он верный человек".
Глава Шлах. Лешон ара про святую землю. Собственно прошлая глава тоже про лешон ара. Про Мирьям. Ну.. Выходит мы живем в ногу со временем. * У Баал Шем Това. И у рава. "хаш-маль". Все начинается с "хаш" - умения молчать.