Сначала это была мысль о мешихистах

Сначала это была мысль о мешихистах. Потом.. это куда шире, чем только мешихисты. Это, может быть, самый общий закон творения. Начнем с мешихистов. Я честно и откровенно считаю малоприемлемыми их воззрения, их веру в "вечно живого" праведника в буквальном и материальном смысле. Но: есть общий закон: добро не может существовать без зла. Свет не может существовать без тьмы. Мудрость не может существовать без глупости. Если совершенно уничтожить зло, мир "схлопнется" и породит тысячекратно большее зло (фашизм, коммунизм). Стремление к абсолютному добру порождает абсолютное зло. Причем здесь мешихизм? При том. Что мешисты - прекрасные ребята. Искренне верующие. Человечные. Помогающие людям. "Привязанные" к Ребе. Неужели из-за одной маленькой глупости или неточности надо выбросить все их достоинства в корзину? Нет и нет. Потому что, как мы сказали, добро, в принципе, не может существовать без зла, а мудрость - без глупости. * Собственно, последние недельные главы Торы прекрасно это иллюстрируют. Ицхак не может родиться без Ишмаэля. Сара не способна забеременеть без Агари. Дальше совсем интересно. Сара говорит: "выгони эту служанку и ее сына". Вс-вышний говорит Аврааму: "слушай Сару". Авраам выгоняет и дает им запас провизии, обрекающий их на смерть (см Раши). Кажется, еще немного, и история закончится. "Плохих парней" не останется, "хорошие парни" окончательно победят. Но не тут то было. Что делает Вс-вышний? Показывает Агари колодец. Почему? Потому что Вс-вышний не хочет "схлопывания" "волновой функции" и немедленной победы "хороших парней" над "плохими". Потому что это не приводит ни к чему хорошему * На самом деле это даже не о мешихистах, а о христианстве. Мы привыкли, нас научили и мы учим других: евреи хорошие, а христиане плохие. Евреи – монотеисты, а христиане - язычники. И... никаких дискуссий "хороших парней" с плохими. Низзя! Авода зара! Да вот только вот по дороге из Алма-Аты в Нью Йорк я наконец дослушал блестящую лекцию Pinchas Polonsky о взаимоотношениях иудаизма и христианства &t=1688s и... ощутил себя полным идиотом... Так же все ясно. Снова "хорошие парни" против "плохих". Естественно, с демонизацией последних. Все по правилам жанра. Только нам забыли сообщить, что по правилам жанра эти хорошие и плохие должны встречаться, общаться, драться, наконец! Но не расходиться по углам... * Лирическое отступление. Если так, то что такое грех золотого тельца? Моше поднимается на гору, несет абсолютную истину. Народ, и затем Аарон, идущий за народом (особенно в трактовке Полонского в упомянутой лекции – делает тельца). Телец это плохо? Телец это грех? Да и нет. Без греха мир не может существовать. Если бы не "эгель" история бы закончилась три тысячи с чем то лет назад. Аарон, в трактовке Пинхаса – это миссия искупления греха. Но если смотреть шире, Аарон – это также источник греха, тот кто сделал тельца. И тем самым спас мир от уничтожения… Еще одно лирическое отступление. Помните, как Баал Шем Тов пытается научить одного простого еврея "правильно" молиться? А у него закладки выпали из книжки. И тот за Баал Шем Товом на платочке плывет. Что говорит Баал Шем Тов? Баал Шем Тов говорит: молись уже, как молился… Может, это на ту же тему? Еще одно отступление. Мир без арабов. Или мир без террора. Или мир без микробов. Мир без насилия. Без болезней. Без страданий. Без несправедливости. Без взяток. Без сигар Нетаниягу и выходок его жены Сары. Стерильный такой мир. Своего рода "атеистический мошиах". Только такой мир, по-видимому, просто не может существовать. То есть он существует, как утопия. Только запрещено "реализовывать" утопию. * Бен Гурион был принципиально против религии. Может, именно поэтому он дал ей место? * Самое смешное. Чего меня вдруг переклинило насчет христианства? Да поговорил на днях с одним раввином. "Из-за сионистов была катастрофа". Вот так, на голубом глазу мне и сказал. "Три клятвы" и прочее. Я разозлился и ответил: чем это отличается по сути от "жиды нашего бога распяли"? Ну а следствия этой аналогии см выше. * Кстати, хасиды и миснагиды - это та же тема. У хасидов – свои мифы. У миснагидов – свои. Оставьте хасидам их заблуждения! И оставьте "миснагидам" их "тараканов"… Ну и конечно, "восьмое поколение". Мне так хочется "раскрыть глаза" этим "наивным" и "неразумным", продолжающим верить в то, что Ребе жив... Только почему то они не хотят меня слушать и прогоняют меня прочь.. Может, они просто мне говорят: у тебя своя ложь, у нас своя. Оставь нас, пожалуйста, с нашей "святой ложью", не рассказывай никому, что "король голый" (ср. история пьянства Ноаха) * Самое интересное что это может значить в "авода", в служении Вс-вышнему и исправлении личности. Идея "служения лишма" по сути, это утопия. Необходимая, но недостижимая (Мошиах, кстати, тоже…). Нужен всегда "интерес", какое-то внешнее побуждение, какое-то "ло лишма" которое иногда полная глупость. Как у того гера, который хотел стать первосвященником. Не надо ломать "волну" и рассказывать "как на самом деле". Примерно, как Магид, который пришел к Баал Шем Тову, потому что прослышал что он известный лекарь, и искал как вылечиться от какой-то проблемы с ногами. А Алтер Ребе пошел к Магиду, потому что решил "я еще не умею молиться". А я поехал в Казахстан, потому что вдруг решил, что мне позарез необходимо участвовать в "кенес шлухим"…

Кстати, о Полонском. Что мне так активно не нравится в его модели "ортодоксального модернизма"? Слишком идеальный иудаизм получается. Такого идеального иудаизма не существует в природе. Моисею нужен Аарон. Который обязательно сделает золотого тельца.

Запись опубликована в рубрике: .