Первая часть текста моего урока 20 октября 2019
Помните такую известную танахическую историю, когда пророк Элиягу на горе Кармель приносит жертвоприношение? В принципе, запрещено приносить жертвоприношения вне Храма. Но есть такое понятие, которое называется ораат-шаа. Ораат-шаа — это нечто, что, вообще говоря, делать нельзя. Но иногда бывает критическая ситуация, и тогда или ты делаешь то, что нельзя, и тогда этот запрет становится заповедью, или ты не делаешь то, что нельзя, и тогда… все хорошо….
И это была ситуация, когда весь народ Израиля занимался идолопоклонством. Никто даже не хотел слушать про то, что есть вера в единого Бога. Это считалось устаревшим, неадекватным, нерелевантным, и вообще не работало. Единственным способом доказать им обратное было показать, что у нас как раз работает, а у вас не работает. И тогда как собрать, как люди соберутся, фейсбука тоже не было… И тогда, я не знаю, кто это придумал, Элиягу или сам Всевышний. Я думаю, что это было Сверху. Три года не было дождя. Когда нет дождя — все же, Израиль — это сельскохозяйственная республика… Делать нечего, начинают спрашивать, кто ответственный, кто нажмет на правильную кнопку. Короче, выяснилось, что единственный, кто может нажать на правильную кнопку, это Элиягу, пророк Элиягу, Даже Ахав при всей своей ненависти к жречеству. Он говорит, ладно, давайте сделаем эксперимент на горе Кармель, посмотрим, кто там прав. Какая-то из версий должна сработать. Или версия идолов должна сработать, и тоже будет дождь. Или версия Илии сработает, и тоже будет дождь. Короче, они сделали эксперимент. Все помнят эту афтару. Короче, они молились с утра до вечера. И как-то без особого успеха. Ближе к вечеру, ближе к минхе Элиягу начинает их подзуживать: вы тихо слишком говорите, кричите громче, кричите, раздирайте себя в кровь, ваш Бог уснул. Они это всё воспринимают всерьез. Начинают раздирать себя в кровь, может быть, и правда их Б-г уснул. Не спал накануне…
Потом их время вышло. Элиягу говорит: теперь моя очередь. Что делает Элиягу? Элиягу говорит: принесите бочку воды. Он приготовил все, что положено. Подготовил эту жертву, как положено, положил на камни. "Принесите бочку воды"! "Лейте"! Полили. "Принесите еще бочку воды". "Лейте". Полили второй раз. "Принесите третью бочку воды". Полили третий раз. Дальше Элиягу начал молиться. Дальше пошел дождь. Сначала спустился огонь с неба, пожрал все эти жертвы, всю эту воду. Потом Элиягу взял меч, порезал этих пророков. Нравы тогда были жестокие, не было как сегодня конвенции женевской, этих пророков Баала уничтожили. Такие были правила игры…
"Спаси нас в последние три часа" Не знаю, почему-то я вспомнил эту историю. Эта история заставляет задуматься о двух вещах. Во-первых, есть совершенно жуткий мидраш, есть "ошана шалош шаот", я не помню, это как-то связано с нашими сегодняшними молитвами. "Ошана шалош шаот" означает "спаси нас в последние три часа", есть такая молитва. Что такое "последние три часа"? В последние три часа перед приходом Мошияха, огонь спустится на стороне пророков Баала.
Тогда огонь был на нашей стороне, и всем было ясно, вот здесь правильная религия а здесь неправильная религия, и мечом, огнем насаждали правильную религию, то есть иудаизм. Всем было хорошо. "Ошана шалош шаот", "спаси нас в последние три часа", последние три часа — это время перед приходом Мошиаха, когда огонь горит на стороне противоположной.
На стороне религии собралось 10 дедушек там, 15 человек здесь, которые еще не совсем отчаялись, что на этой стороне загорится огонь.
00:05:19
И очень важно это понимать. Потому что человек приходит, пытается спичками зажечь какой-то огонь, огонь не горит. Он начинает терзаться угрызениями совести, "что я делаю не так"? Ты все делаешь так, то, что ты сюда пришел, ты уже сделал большое дело. То, что ты не отчаиваешься, это большое дело. Надо понять, что сейчас такое время, когда огонь горит на другой стороне. Причем горит очень красиво.
Если мы скажем, что сегодняшний идол, это материализм. Материализм, который в принципе не оставляет никакого места для духовности - там огонь горит прекрасно, а у нас все разрушено. 70 лет советской власти… Но не только 70 лет советской власти. Вообще современное мировоззрение практически не оставляет места для реальной религиозности.
Мы не просто говорим, религия это пришли, помолились, ушли. А религия как какая-то действующая сила нашей жизни. Не просто дань традиции, религия как дань традиции — это все согласны. А религия как нечто действующее в материальном мире.
(текст полностью здесь)