Вспомнилась одна майса

Вспомнилась одна майса.

Лет тридцать назад, когда я только делал свои первые шаги в Хабаде, в Москву приехали два хабадских шалиаха. Одного звали Ави Тауб, другого Давид Нахшон. Официально они приехали как бизнесмены, но фактически они были посланники Ребе. Дело было в 1988 году. Я был свежий хабадник, только-только начинавший читать Танию. Мистика приводила меня в восторг, мне казалось, что все, что говорится в Тании это руководство к действию здесь и сейчас. Я как раз дошел до того места (собственно, в Тании полно таких мест), где говорится о любви и страхе перед Вс-вышним. Я читал, читал, и никак не мог понять, что это за любовь и что это за страх, и самое главное, как их в себе пробудить. Меня жутко терзала мысль, что, наверное, все вокруг уже давно пробудили в себе эту самую любовь и этот самый страх, а вот я один такой остался, такой, понимаете ли, законченный грешник, не ощущающий в себе ни любви, ни страха перед Б-гом, да и, собственно, особой веры тоже.

Короче я подошел, кажется, к Ави Таубу. Дело было еще в старой Марьиной Роще. Ави Тауб вместо того, чтобы что-то объяснять, начал на меня орать… Я не помню, что он орал, я помню, что стены Марьиной Рощи дрожали от его крика. Кажется, Давид Нахшон тоже присоединился к этому хору. Я был в шоке. Это посланники Ребе? Что они от меня хотят? Я всего лишь попросил их объяснить трудное место в Тании. А они орали, ругались, смеялись надо мной и ничего не объясняли…

С тех пор это стало ритуалом — каждый раз, когда я встречаю Ави или Давида — мы вспоминаем этот эпизод. Смешной эпизод, не более, правда?…

Сегодня у меня была беседа, или, точнее, смс-войнушка с одним парнем, учеником одной около-хабадской ешивы. Парень начал мне объяснять, как важно учить Ликутей Тора и заниматься "итбоненут" (медитацией) по системе Алтер Ребе… Я ему отвечал, парень, это не реально. Это не для нашего поколения. Это тупик и моро шхоро (депрессия) гарантированно…

И вдруг я вспомнил эту давнюю историю. И вдруг меня осенило, почему они на меня так орали. Они просто хотели мне сказать: "парень, это не твой уровень. Ты упадешь, расшибешься и сломаешь жизнь себе и людям вокруг тебя". Может они не это кричали, но их душа это кричала. Как много бы я дал сегодня, чтобы понять это тогда. Я еще много лет карабкался по ступеням Тании и Ликутей Торы и других древних и почтенных книг, пока окончательно не расшиб себе голову.

И тогда вдруг я начал понимать, скорее, наверное чувствовать, чем понимать. Что, блин, ты умнее Ребе? Ты думаешь, Ребе не понимал, с каким поколением он имеет дело? Ты думаешь, Ребе не хотел, чтобы мы учили хсидус как во времена Мителер Ребе? Хотел, наверное. Но понимал, что это нереально. Ребе сказал, поколение действие. Чуть-чуть, для вкуса, итбоненут, да, конечно. Но — как дополнительное блюдо, не как основное!

Ты подумал, что это реально для тебя? Ты подумал, что это написано для тебя? Вот поэтому ты и остался у разбитого корыта. Теперь все, что у тебя осталось, это объяснять другим, что не надо карабкаться на гору Вс-вышнего без надлежащей экипировки. А надо слушать наси а-дор, главу поколения, или судью поколения, или пророка поколения. И внимательно улавливать нюансы. Что относится к нашему поколению, а что нет.

Запись опубликована в рубрике: .