Есть очень простой вопрос, который можно задать. Собственно, совершенно риторический вопрос. Маленький ребенок, он сначала изучает что такое "папа" или "мама". Или сначала он "на ощупь" знает что такое папа или мама, и только потом начинает их "изучать"? Или он сначала должен это "выучить", или изначально ясно, что можно кричать "папа" и "мама"? И кто нибудщь прийдет на помощь, чтобы успокоить, поменять памперс или просто взять на руки. Вопрос, очевидно, риторический. Ответ очевиден. * Я к тому, что наша связь со Вс-вышним тоже может строиться или по первому варианту, или по второму. Или это как ребенок, который интуитивно чувствует, что есть с кем говорить, и говорит. От природы. Его никто не учил, но он от природы обращается к Нему. Как Баал Шем Тов. Или есть вариант, что человек учит Тору, и в Торе написано как велик Б-г, и тогда человек постепенно учит, как можно с Ним говорить. Это, так рав обьясняет, пример Алтер Ребе.
Так или иначе, основа хасидизма - это природная связь с Б-гом. Связь с Б-ггом маленького мальчика, которому отец перед смертью завещал ничего не бояться. И он разговаривает с Б-гом "хофши", свободно. Не потому что так написано. А по природе своей души. Рав говорит, что "простой еврей" это тот кто обращается к Б-гу не потому, что "так положено" а просто по природе своей души.
Потом прийдет Алтер Ребе, который был прежде всего талмид хахам. Только потом, в возрасте 20 лет он понял что он "не умеет молитсья" и тогда он пошел в Межерич.
Баал Шем Тов не хотел с ним встречаться. Это были слишком разные миры. Мир молитвы и мир Торы. Только Магид был способен соединить эти миры вместе.
(по мотивам урока рава Гинзбурга, который я сейчас перевожу. Переведу когда нибудь наверное..) * Дальше рав говорит, что Тора Баал Шем Това - это Тора, которая приходит после служения молитвы. Какой удивительный ворт!