Рав Ицхак Гинзбург Разделяющий между водами и водами
...Второе толкование высших и нижних вод - это Тора, «вода означает Тору». В самой Торе есть высшие воды и нижние воды, и требуется ракия, перегородка, чтобы разделять между ними. Назначение ракия это также соединять между ними. Что означают «нижние воды» в Торе? — Нижние воды в Торе это пшат, буквальное толкование стиха, «стих объясняется по своему простому смыслу». Что же означает «высшие воды»?
Также внутри Талмуда, большая часть споров мудрецов, большая часть разногласий, это конфликт между мнением, предпочитающим объяснять по пшату (простому, буквальному смыслу Писания), и другим мнением, предпочитающим объяснение друш (иносказательное толкование, толкование отдельных слов, лингвистических тонкостей и особенностей стиха и т.д.). Высшие воды в сравнении с нижними вод — это друш в сравнении с пшат. Можно привести длинный список имен спорящих между собой танаим и амораим, разногласия между которыми сводятся в основном к тому, объясняют ли они в основном по пшату, или в основном по друш.
Можно объяснить оба эти измерения еще глубже: это конфликт между открытым измерением Торы и сокрытым измерением Торы. Друш стоит ближе к сокрытой Торе, но это еще не собственно сокрытая Тора, это все еще часть открытой Торы и часть Талмуда. Также в области галахи (законодательства), друш означает выведение галахи с помощью «мер, с помощью которых толкуется Тора», но это все еще не мудрость каббалы.
Еще глубже можно объяснить, что внутри самой Торы высшие воды и нижние воды это каббала и галаха. Этот спор затрагивает также практическую галаху, ибо каббалисты достаточно «наглы», чтобы высказывать свое мнение и постановлять галаху — что очень раздражает тех, кто учит только «открытую» Тору… «Хватит с тебя каббалы, занимайся своими гиматриями, но не вмешивайся в практическую галаху, это не твое дело». Тем не менее, каббалисты также принимают галахические постановления, практическую галаху.
Когда есть конфликт между мнениями с точки зрения открытой Торы и с точки зрения сокрытой Торы — даже в святой книге Зоар иногда говорится нечто, противоречащее Гемаре — как следует принимать решение? Среди поским[2] последних поколений принято, что решение принимается по мнению баалей ниглэ[3].
Если есть нечто в совершенной святости, где требуется «синтез» - так это в области этого конфликта между этими двумя измерениями Торы. Все время, что нет такого синтеза, о котором мы говорим, есть здесь проблема. Это создает напряжение, которое может также породить среди изучающих Тору негативные явления, последствия которых сказываются на всем народе Израиля и на всем мире.
Это еще одно объяснение, что означает «высшие воды» и «нижние воды», два измерения Торы, «вода это Тора». Это объяснение на ступени хохма, «Торы вышла из сфиры хохма». Если вода - это наслаждение — это кетер. Если вода - это Тора — Тора в чистом виде — это хохма.
http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5779/1-tamuz-79-maim.htm