Рав Юваль Шерло Почему не следует быть экстремистом
Экстремисты не правы.
Они не правы не потому, что они говорят. Зачастую, что они говорят, верно. Они не правы из-за того, о чем они молчат. Экстремизм означает видеть проблему только с одной единственной точки зрения, и полностью игнорировать существование различных аспектов проблемы, и их связи с другими проблемами. Эта «слепота» и полное игнорирование моментов истины, которые есть на другой стороне «баррикад», есть самая большая слабость экстремизма. Экстремизм омертвляет своей односторонностью.
Я покажу это на примерах, которые ты приводишь в своем письме.
Проблема суданцев важна. Но с другой стороны стоит не менее важная проблема бессердечности, равнодушия к страданиям других людей, уроки, которые мы должны извлечь из Катастрофы и т.д. Игнорирование этих аспектов представляет собой не менее острую проблему, чем собственно проблема суданцев. Если ты прочитаешь то, что я писал об этом с самого начала, ты увидишь, что везде я говорю о том, что у медали есть две стороны, и я писал открыто, что мы должны стараться, чтобы как можно меньше суданцев осталось здесь в Израиле, но одновременно от нас требуется оставаться людьми. В одной из моих статей я писал: «Исходной нашей позицией должно быть, что моральные обязательства предшествуют всем остальным обязательствам, и этот приоритет заставляет нас открыть ворота для всех, кого истязают и мучают в других местах только потому, что они относятся к «неправильному» племени. Как во всякой моральной дилемме, эта изначальная позиция не может быть завершением дискуссии, поскольку есть также соображения безопасности страны. Поэтому, открытие ворот следует проводить с осторожностью, с ограничениями, взвешивая наши возможности и с участием всего остального мира. Таков правильный порядок приоритетов для принятия решения». По этой причине я не присоединился ни к одной организации беженцев, хотя ко мне много раз обращались, и с другой стороны, я выступаю против расизма и игнорирования страданий других людей, и как подчеркивалось в моих статьях, это также заповедь Торы и пророков.
«Пляски» вокруг «изгнания женщин» из общественного пространства. Ты сам пишешь, что те, кто писали об этом, в известном смысле правы. Они не только правы, но в их словах было ядро истины. Поэтому тот, кто занимает в этом вопросе крайнюю позицию — в любую сторону — не действует в свете истины. В отличие от твоей оценки, я считаю, что в Израиле есть чрезвычайно сильный мейнстрим, и в еврейском обществе существует огромная жажда приблизиться к миру Торы и заповедей, и то, что на экстремисты поджигают края религиозного лагеря — это не остановит этот мощный поток. Я верю, что в основе всего, путь, по которому я иду, приводит массу людей к вере, гораздо больше, чем это делают экстремистские движения. И поэтому — почему ты считаешь, что экстремисты добились успеха?
В завершение: я согласен, что в последнее время поднимается голос антирелигиозного и антисионистского экстремизма. Но я не согласен с двумя другими вещами. Первое, я не согласен с тем, что экстремистский взгляд, это единственное общественное явление. Я вижу в нашем обществе гораздо больше цветов. Я вижу, как израильское общество ожидает от национально религиозного лагеря исполнить свою миссию и свое назначение, стать местом, которое соединяет народ Израиля с иудаизмом и его национальной сущностью. В этом духе я действую, и в конце концов спроси себя, или Цоар (и подобные им организации) делает больше или меньше, чем экстремисты, чтобы исполнить эту задачу. Второе, с чем я не согласен, это, как говорилось, «достижения» экстремизма. Нужно, конечно, прежде всего спросить самих себя, что считается «достижением», и тогда уже смотреть, какой путь приводит к этим достижениям.
Короче говоря, следует быть «экстремистом» и «фанатиком», но во всех измерениях каждой проблемы, и тогда ты действуешь с силой экстремизма, по пути, который объединяет и дает место другому.