Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Рав Юваль Шерло

Рав Юваль Шерло Почему не следует быть экстремистом Экстремисты не правы. Они не правы не потому, что они говорят. Зачастую, что они говорят, верно. Они не правы из-за того, о чем они молчат. Экстремизм означает видеть проблему только с одной единственной точки зрения, и полностью игнорировать существование различных аспектов проблемы, и их связи с другими проблемами. Эта «слепота» и полное игнорирование моментов истины, которые есть на другой стороне «баррикад», есть самая большая слабость экстремизма. Экстремизм омертвляет своей односторонностью. Я покажу это на примерах, которые ты приводишь в своем письме. 1. Проблема суданцев важна. Но с другой стороны стоит не менее важная проблема бессердечности, равнодушия к страданиям других людей, уроки, которые мы должны извлечь из Катастрофы и т.д. Игнорирование этих аспектов представляет собой не менее острую проблему, чем собственно проблема суданцев. Если ты прочитаешь то, что я писал об этом с самого начала, ты увидишь, что везде я говорю о том, что у медали есть две стороны, и я писал открыто, что мы должны стараться, чтобы как можно меньше суданцев осталось здесь в Израиле, но одновременно от нас требуется оставаться людьми. В одной из моих статей я писал: «Исходной нашей позицией должно быть, что моральные обязательства предшествуют всем остальным обязательствам, и этот приоритет заставляет нас открыть ворота для всех, кого истязают и мучают в других местах только потому, что они относятся к «неправильному» племени. Как во всякой моральной дилемме, эта изначальная позиция не может быть завершением дискуссии, поскольку есть также соображения безопасности страны. Поэтому, открытие ворот следует проводить с осторожностью, с ограничениями, взвешивая наши возможности и с участием всего остального мира. Таков правильный порядок приоритетов для принятия решения». По этой причине я не присоединился ни к одной организации беженцев, хотя ко мне много раз обращались, и с другой стороны, я выступаю против расизма и игнорирования страданий других людей, и как подчеркивалось в моих статьях, это также заповедь Торы и пророков. 3. «Пляски» вокруг «изгнания женщин» из общественного пространства. Ты сам пишешь, что те, кто писали об этом, в известном смысле правы. Они не только правы, но в их словах было ядро истины. Поэтому тот, кто занимает в этом вопросе крайнюю позицию — в любую сторону — не действует в свете истины. В отличие от твоей оценки, я считаю, что в Израиле есть чрезвычайно сильный мейнстрим, и в еврейском обществе существует огромная жажда приблизиться к миру Торы и заповедей, и то, что на экстремисты поджигают края религиозного лагеря — это не остановит этот мощный поток. Я верю, что в основе всего, путь, по которому я иду, приводит массу людей к вере, гораздо больше, чем это делают экстремистские движения. И поэтому — почему ты считаешь, что экстремисты добились успеха? В завершение: я согласен, что в последнее время поднимается голос антирелигиозного и антисионистского экстремизма. Но я не согласен с двумя другими вещами. Первое, я не согласен с тем, что экстремистский взгляд, это единственное общественное явление. Я вижу в нашем обществе гораздо больше цветов. Я вижу, как израильское общество ожидает от национально религиозного лагеря исполнить свою миссию и свое назначение, стать местом, которое соединяет народ Израиля с иудаизмом и его национальной сущностью. В этом духе я действую, и в конце концов спроси себя, или Цоар (и подобные им организации) делает больше или меньше, чем экстремисты, чтобы исполнить эту задачу. Второе, с чем я не согласен, это, как говорилось, «достижения» экстремизма. Нужно, конечно, прежде всего спросить самих себя, что считается «достижением», и тогда уже смотреть, какой путь приводит к этим достижениям. Короче говоря, следует быть «экстремистом» и «фанатиком», но во всех измерениях каждой проблемы, и тогда ты действуешь с силой экстремизма, по пути, который объединяет и дает место другому.