Гулял по Иерусалиму и обдумывал странную фразу: "ограда мудрости - молчание". Есть еще несколько фраз на эту тему. Есть "рав который не умеет молчать - это не рав". Есть "И стал человек душой живой - онкелос переводит "душой говорящей" и тем не менее обьясняется, что достоинство человека состоит в том, чтобы молчать, а не говорить.
Самое может известное высказывание мудрецов: "все знают, для чего невеста становится под хупу, но тот кто оскверняет свои уста и говорит об этом вслух - разрывают ему приговор семидесяти лет".
Есть еще - слышал от своего учителя, реб Авраама Миллера зацаль, если талмид хахама спрашивают "любил ли ты свою жену" (так реб Авром выражался) то он может отклониться от истины, и сказать "нет" (это из трех случаев, когда талмид хахам может отклониться от истины).
Что это за фишка? Почему нужно уметь молчать?
Дальше просто ассоциации. "Тот, в ком есть страх перед небесами - прислушиваются к его словам". Почему то подумалось, а может, потому что признак Б-гобоязненности это именно умение молчать? И тогда "прислушиваются к его словам"?
Еще ассоциация. Есть понятие "халаль и маком пануй", "вакуум", созданный посредством "цимцум", предшествующий творению. Рабби Нахман говорит, что "вопросы на которые нет ответа" приходят именно из этого "халаль", из этого вакуума.
И может быть "хахам мехукам" - тот самый мудрец поколения, это прежде всего мудрец, умеющий молчать? Он знает, что есть вопросы, на которые нет ответов. Он знает, что есть безвыходные, нерешаемые ситуации. И любой совет только ухудшит, разрушит шаткое равновесие? Может, поэтому "ограда мудрости молчание"? Первым делом подумать - твой совет, твое вмешательство, даже просто попытка дать определение проблеме - может разрушить шаткое равновесие человека, который и так "стоит на одной ноге"? И если ты не можешь молчать - ты не можешь называться мудрецом? "Сод аШем лиреав" - "тайны Б-га расркываются трепещущим перед ним". Тайны раскрываются тем, кто умеет их хранить. Отсюда ясно, что "трепет перед Б-гом" это умение хранить тайну, умение хранить молчание.
Тогда может атеизм - это "резать правду матку" везде и всюду, невзирая на лица? Похоже на то. "Квод Элоким астер давар" - Б-г любит скрываться, а не открываться.
Если так, то то, что делает нас религиозными - это в первую очередь, наше умение молчать?
Может быть, то, о чем человек молчит, характеризувет его больше, чем то, о чем он говорит?
Рав как то говорил, что хаш похоже на хуш. "молчать" это своего рода "чутье". Это какой то нюх, какое то внутреннее чутье, о чем стоит молчать? Только после этого можно начинать говорить...
* А кстати. "и слова мордехая эстер выполняет, ибо была беомна ито" - "ибо была верна ему". Мордехай говорит Эстер - не рассказывай, какой ты нации. Эстер хранит ему верность и не рассказывает. Получается, что эмуна - это тоже от слова "молчание"?
У рава Гинзбурга эмет (истина) связана с йесод (брит). Поскольку брит ассоциируется естественным образом со шмират а-брит, то очевидно, "истина" это то что нужно хранить, а не рассказывать на каждом шагу?
*
Причем здесь это все? Да при том же эфиопском погроме. Полицейский идет и видит пьяные подростки разбираются между собой. Зачем ты лезешь? Да еще с пистолетом? Промолчи! А Нетаниягу, да, промолчал. Выдержал паузу. И поэтому победил в этом раунде. Но это только повод чтобы задуматься, что гвоорить, как бы мы научились. А вот молчать нас никогда никто не учил...