А вот этот фидбэк - спасибо "фейсу" - меня необычайно порадовал. Интересно, что автор - не профессиональный раввин, а сефардский подросток, выброшенный из "элитной" (по видимому ашкеназской) ешивы. Сегодня он, как я понимаю, преуспешвающий адвокат. Я честно и откровенно завидую белой завистью людям, у которых есть вот такая простая вера в Творца мира, и которые способны говорить с Ним несмотря на все пункты и параграфы Шулхан Аруха. Вот его пост:
Мужество высказать открыто то, что ты думаешь, считается достоинством только в обществе, которое наказывает тебя за твои мысли и твои желания.
Поэтому с первого взгляда, я не очень удивился тому, что Юваль Даян восстает против общественной нормы. Он проделал это, когда сделал тшуву. И сейчас он сделал это снова.
Но на второй взгляд, его пост стал для меня знаком Свыше.
*
Много лет назад я дискутировал с одним ученым адвокатом. Он называл себя «апикоресом».
Когда я сказал ему, что он не «апикорес» а «ам-аарец», он очень обиделся. Тогда я объяснил ему, что для того, чтобы удостоиться звания апикорес, нужно сначала много учиться, и только потом, если ты «возвратишься к вопросу» как это принято сегодня говорить, ты можешь называть тебя «апикорес». Не каждый, отрицающий святыни Израиля, может носить звание апикорес.
Еврейская история формировалась такими великими учителями Торы, как рабби Акива и Рашби. Но немалый вклад в нашу традицию внесли также разного рода «апикорсим», например «Ахер» (танай Элиша бен Абуя), и «йешу ноцри». Им предшествовали Цадок и Бейтус, и еще многие, «сошедшие с пути добра», и нашедшие для себя иной путь на протяжении всей еврейской истории.
Умение сомневаться (в качестве «кушья» - вопроса, а не в качестве факта) - это основа всей системы Талмуда. Еврейская мысль никогда не принимает ничего как само собой разумеющееся, даже когда речь идет о «галахе, сообщенной Моше с Синая». Даже тогда на нас возложена обязанность выяснять, очищать и обращать внимание на детали.
Идея о том, что когда бы то ни было весь еврейский народ были харейдим — не имеет под собой никакой основы. Достаточно прочитать Танах и немного еврейской истории, для того, чтобы понять, что большую часть еврейской истории большая часть народа Израиля и потом еврейского народа смешивались с разного рода «отступниками». Идолопоклонники, поклонявшиеся Ваалу и Ашере, Самаритяне, эллинисты, саддукеи, фарисеи, зелоты, христиане, караимы, марраны, саббатианцы, маскилим, реформисты и светские сионисты — все они составляли большинство в ту или иную эпоху, и все они приняли активное участие в формировании облика еврейского народа. В точности так же, как сегодня Высший Суд Справедливости влияет на постановления раввинского суда и военного раввината, так и раньше руководители нации, относившиеся ко всему спектру религиозных убеждений, воздействовали на ткань религиозного и культурного мировоззрения народа.
**
Это может прозвучать высокомерно, но то, что Юваль Даян понял в свои 50, я понял годам к 16. Я был «восставшим» подростком, оставившим дом после очередной порции насилия от своего отчима.
Я был, возможно, молод, но я уже тогда понял, как устроен харейдимный мир.
Если у тебя нет «правильного» имени, то даже если ты способен вести дискуссию с Рош Ешива, это не поможет тебе сломать «стеклянный потолок».
Если у тебя нет денег — ты не получишь «правильную» комнату в ешиве, и «правильных» друзей по комнате. В твоей комнаты будут дети баалей тшув.
Община будет скрывать насилие по отношению к тебе, потому что мы не «мойсрим[2]», и «некрасивые дела[3]» будут закрываться посредством перевода насильника из одного воспитательного учреждения в другое, и еще и еще подобные вещи, которых было достаточно мне как подростку, чтобы понять, что община, в которой я живу, не исполняет, ни в малейшей степени, указания Торы и еврейской морали.
Но уже тогда, в возрасте 16 лет, у меня был открытый разговор с «Ним».
Я сказал Ему самыми простыми словами: «не надейтесь на богатых, на людей, от которых нет спасения». Уже тогда я понял, что те люди, от которых не приходит спасения, они все, положительно все, старейшины их, и молодежь их, жены их и дети их, нет в них веры. Не только в смысле, что им невозможно доверять, но в буквальном смысле, что у них нет веры в Творца мира. И я поднял глаза к Небесам, и сказал Ему: Властелин мира! Я постараюсь исполнять Твою волю, и быть добрым по отношению к людям, а ты постарайся быть добрым ко мне все дни.
И с тех пор меня не интересуют сегрегация по половому признаку, клички, одежды, и я стараюсь услышать сердце каждого человека, кем бы он ни был.
Ибо тот, у кого есть вера в Б-га, не будет участвовать в преследовании другого, не будет бояться других людей, не будет заметать под ковер денежные распилы и педофилию, не будет изгонять других из общины под предлогом «чистоты стана», не будет продвигать членов своей семьи и своих приближенных за счет детей баалей тшув и сефардов, не будет воровать плату наемного работника, не будет брать взаймы без того, чтобы отдать, не будет растить поколения бездельников, в которых нет ни Торы ни служения, и уже точно, что не будет заниматься сбором денег на всякого рода выдумки, вместо того, чтобы пойти работать…
Это не Тора Израиля, это искривленная реальность, выросшая подобно грибку в царском саду.
И да, иногда должен подняться кто-то, кто способен сказать всем правду в глаза. Кто способен сказать всем этим, красующимся толстыми бородами, и раскрывающим лицо в Торе не по галахе: хватит!
Ведь если есть в вас крупица веры в Творца мира, исследующего почки и сердце, как вы можете спокойно спать ночью, если вы решили, что «Тора не на небесах», а в ваших карманах?
Когда вы возводите все более высокие перегородки, и выбрасываете еще и еще детей и молодых людей «за пределы стана», Вс-вышний нагибается, и подбирает все эти души к себе, одну к одной. С прическами и джинсами, с музыкой, со страстями, и короткой юбкой, и работой. Для него все они — его дети. И тот, кто обижает их — как будто бы обижает Его самого.
Но Ювалю и подобным ему я хочу сказать: если ты не изменишься изнутри, ты останешься очень малой частью от того, что будет составлять облик иудаизма в следующем поколении.
Ибо тот, кто передает факел следующему поколению, это те, кто остались верными вере Израиля, а не те, кто сошли с дистанции по разного рода причинам.
Они оставят лишь отпечаток и «травму» на духовном облике нации.
Вернись, и вернись воздействовать изнутри, и превратить иудаизм в нечто доброе и истинное, а не прогнившее и уродливое, во что превращают его разного рода недостойные люди, превратившую Тору в способ зарабатывания денег.
У каждого есть силы воздействовать в своем ближнем окружении, поставить зеркало напротив общества, и повернуть свою общину к месту, где будет лучше жить, и сделать это можно только изнутри.
И поэтому не молчите и не держите внутри, высказывайте свое мнение и мы вместе превратим наше общество в место, более пригодное для обитания