Если сказать своими словами. Я много лет задаю себе этот вопрос: почему человек делает тшуву, учит хасидут, и это не только не делает его лучше, а делает его куда хуже. Развивает в нем высокомерие и грубость духа, развивает в нем худшие моральные качества. Более того, я смотрю на многих своих друзей (и некоторым это я говорю вслух) и я не воспринимаю их как религиозных. Они все соблюдают, но мои "сенсоры" не воспринимают их как религиозных людей. Иногда я думаю, что я преувеличиваю. Может я не так смотрю. Не так воспринимаю. Может это во мне нужно что то менять (кто бы сомневался). Но приходит Мителер Ребе (в интерпретации рава Шапиро) и расставляет все по своим местам. Он говорит - если ты не ощутил в молодости - подчеркуто, в молодости - глубины отчаяния, "моэс бехаяв мамаш", так, что жизнь стала тебе отвратительна - то у тебя нет и не буедт никакой религиозности. Эта точка отчаяния - это и есть точка пробуждения твоей Б-жественной души. Наверное, это то что у рава Ашлага называется "черной точкой". Точка отчаяния и точка депрессии и точка тоски - это и есть голос пробуждения Б-жественной души. Если ты не испытал это в молодости - ты никогад не станешь по настоящему религиозным. То есть ты можешь, конечно, все соблюдать. Но причем здесь религия. По крайней мере в том смысле, как это подразумевает Мителер Ребе (со ссылкой на Алтер Ребе и на Магида). Дальше интересно. Пробуждение этой точки души, это точки Б-жественности в душе - ощущаемое как глубина отчаяния - далее проявляется в тоске, так самая "велт-шмерц" о которой пишут классики. Мителер Ребе говорит "мара шхора", но я бы сказал, лучше сказать "тоска", "ностальгия", нечто, специфически отличавшее всегда "галутного" еврея, образ который современный сионизм (и в значительной степени современный иудаизм) попытались стереть, "вывести" новый тип еврея-сабры, еврея полного гордости и силы. И не то чтобы в идее гордости и силы нет смысла. Есть и большой. Но без этой "мировой тоски", поселившейся в сердце еврея - нет и не может быть глубины и силы еврейства. Безусловно, следует служить Вс-вышнему в радости. Но без этой точки отчаяния нет глубины служения. Удивительно, что человек может много лет подряд пытаться убежать от этого внезапно свалившегося на него отчаяния и меланхолии, этой внезапно пробудившейся в нем Б-жественной искры. Пытается - и не может. Он заливает отчаяние вином и смехом. Но все равно отчаяние настигает его. Почему? Однажды пробудившаяся душа уже не хочет больше спать. "В эту ночь сон бежал от царя" - это основное чудо. А потом выясняется что это твое отчаяние, с которым ты столько лет и столь безуспешно пытался бороться - это и есть твое настоящее "Я". Это и есть ты. Это и есть твоя душа. Кстати, Джекобсон в "К жизни полной смысла" немало намекает на это в предисловии
Вот собственно урок рава Шапиро