Есть идея "битуль"

Есть идея "битуль". И есть идея "шифлут". Но нет идеи быть "небех", "мискен", "шлимазл" (нужное подчеркнуть). Как различить? Как найти битуль и шифлут без того чтобы быть "мискен", "небех" и "шлимазл".

Лучше всего посмотреть по сторонам.

Ребенок умеет быть шафель и батель, у ребенка есть подчинение и уважение к старшим. Но он при этом не "мискен", он при этом не шлимазл.

Почему это так часто у детей и так редко у взрослых? Рав много говорит про "шлеймут ацмит", "нкудат эцем ахают", "сущностная точка жизненности", которая у большинства из нас под влиянием тех или иных причин скрывается в той или иной степени.

"Сущностная точка жизненности" означает много разных вещей, но одна из самых характерных свойств сущности это сочетание противоположностей.

То есть как мы знаем, или моя сущноость жива или нет?

Просто. Если я умею быть одновременно веселым и серьезным, одновременно грустным и радостным, одновременно шифлут и собственное достоинство - то мой "эцем" моя сущность жива и здорова. Если нет то нет. Если я или только весел или только грустен и т.д. по списку.

Опять же можно псомотреть по сторонам и увидеть.

Ребенк одновременно играет и при этом соверншенно серьезен. Одновременно умеет подчиняться и уважать и при этом имеет чувство собственного достоинства (которые взрослые так любят разрушать) и т.д. - это и есть так самая таинственная точка сущности.

Теперь назад к Песаху.

Если у тебя есть эта "сущностная жизненность" - то ты можешь справлять Песах. Ты можешь есть мацу. Этот шифлут не повредит тебе.

Если же твоя сущностная жизненность сокрыта - то может быть тебе не стоит увлекаться мацой, особенно в ее духовном смысле (с галахой мы не связываемся понятно).

Где найти свою потерянную жизнь, свою потерянную "точку" жизни, свое желание жить и чувство собственного достоинства? Рабби Нахман сказал, что наши пропажи находятся у праведников поколения.

Наверное это также признак "твоего" праведника и "твоего" Ребе - что он возващает тебе потерянный вкус и смысл жизни.

Запись опубликована в рубрике: .