11 нисана день рождения Любавичского Ребе
11 нисана, день рождения Любавичского Ребе.
Меньше всего хочется говорить банальности, или клясться в любви человеку, которого я никогда не встречал.
Я «встретил» его сихот. Я «встретил» его маамарим. Я встретил его шлухим, и его учеников.
Тоже, в общем то, не так мало.
Я помню лет тридцать назад мы обсуждали что так привлекательно в любавичском хасидизме.
Ответ был: наглость..
Сегодня я могу перевести этот ответ на более понятный язык.
Цадик, праведник вообще, и особенно — цадик а-дор, праведник поколения — это «некудат эцем а-хаим» — «точка жизненности», сердце поколения.
Вс-вышний создал этот мир и сокрыл свой свет и свою сущность. Но при этот Он оставил «backdoor» — праведников поколения. И чем тежелее приходилось поколению, тем более великих праведников Вс-вышний посылал ему.
Поколению после Катастрофы Вс-вышний послал Ребе.
Что сделал Ребе? Что сделали другие праведники поколения? — Они сделали одно, и главное — вернули свое поколение к жизни. В точности так же как Баал Шем Тов вернул к жизни свое поколение, так праведник поколения дает жизнь всему поколению.
Это не новость, это написано в Тании открытым текстом. И все равно продолжают спрашивать — зачем нужны цадиким, зачем нужен иткашрут к цадиким? Можно же самому прочитать все книги и понять… можно же самому подняться на небеса.
Можно, если получится.
Но дело не в этом. Пару лет назад Нетаниягу сказал «сущность жизни предшествует качеству жизни». Хорошо сказал. Так вот, в этой формуле праведник — это «сущность жизни». А все что мы пытаемся постичь своими силами — это «качество жизни». Сущность жизни предшествует качеству жизни. Все правильно сказал Нетаниягу.
Связь с праведником возвращает человека к жизни. Особенно это относится к баал тшувам, прошедшим нелегкий путь назад. Им нужен кто то кто вернет их к жизни, кто поставит их на ноги и даст силу идти вперед.
Это вся идея цадика.
Сделал ли это Ребе? — Посмотрите на этих наглых хабадников, и решайте сами.
Собственно, не только хабадников. «Как дети его живы так и он жив». Ребе как то сказал, что если есть даже один еврей, который «жив» в Торе и заповедях — т.е., не просто волочится по жизни не имея мужества сбросить это ярмо, а действительно «жив» в Торе и заповедей — то это только сила Яакова, который «не умер».
Праведник — это сущность жизни, это раскрытие сущности, которое пробивает весь цимцум и все завесы и возвращает к жизни каждого, кто удостоился коснуться «золотой трости» праведника, исполнить его указания и его шлихут.
Связано ли это с Песах? Очевидно, да. Песах это рождение нации. Рождение — как обьясняет Ребе в известной сихе, это «рождение сущности». Дальнейшее развитие — это только «качество жизни», все уже заключено в первом моменте рождения.
Таким образом, праведник — это сущность жизненности, и также Песах это сущность жизненности.
Ну вот вроде так.