Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Свет Без Одежд

Свет Без Одежд Рав Ицхак Гинзбург, Манхеттен, 10 адара-бет 5779 Есть очень важная тема, одна из основных тем каббалы и хасидут, которая называется כל צמא кол цаме. Это название берется из стиха «Эй, всякий жаждущий, идите к воде[1]», и Хазаль сказали, что «’Вода’ означает здесь Тору». Алтер Ребе объясняет в Тании, что когда человек испытывает жажду к духовности и добру, он не всегда знает, как утолить свою жажду, поэтому пророк должен сказать, «Эй всякий жаждущий, идите к воде», и «вода обозначает здесь Тору». Так или иначе, величайший из каббалистов после Аризаля, Рашаш, объясняет в своих писаниях, что вся каббала Ари основывается на пяти измерениях реальности, первые буквы которых образуют фразу кол цаме — кейлим (сосуды), лвушим (одежды), цламим (образы), мохин (разум, мозг), орот (света). Из этих пяти понятий, труднее всего объяснить, что означает цламим. Это самая большая загадка здесь. Простой смысл понятия цламим — это образы, имиджи, как сказано о творении человека «сотворим человека по образу и подобию нашему[2]», и «ибо по образу Б-жию сотворил человека[3]». Но есть связь между цламим (образы) и цлалим (тени), и поэтому мы будем называть здесь цламим shadow images, «теневыми имиджами». Порядок кол цаме идет снаружи внутрь, и если обьяснять изнутри наружу, то порядок будет орот-мохин-цламим-лвушим-келим. Тема «свет без одежд» относится ко всем этим уровням действительности. Мы попытаемся объяснить всю эту идею подробнее, но общая логика состоит в том, что каждый из этих уровней «одевает» предшествующий. Орот (света) облачаются в мохин (разум), мохин (разум) облачаются в цламим (образы), цламим облачаются в лвушим (одежды), и все это облачается в кейлим (сосуды). Если учить по простому слова Аризаля в Эц Хаим, он говорит в основном о трех из них — первом, среднем и последнем. Иногда говорят даже только про свет и сосуды — свет нуждается в сосудах. Свет и сосуды подобны душе и телу, совершенно противоположным друг другу, совершенно не похожим друг на друга, и нуждающихся в посреднике, способном помочь им найти общий язык. Этот посредник и называется цламим. Как правило, у Аризаля речь идет про орот-цламим-келим (свет-разум-сосуды), и цламим это промежуточная ступень между светом и сосудами. Пришел Рашаш, изучил все писания Ари, и нашел еще две промежуточные ступени, еще два посредника: между орот (светом) и цламим (образами) есть мохин (мозг), а между цламим и кейлим есть лвушим (одежды). Прежде всего, попытаемся перевести эту систему понятий в понятия авода, понятия служения[4] Вс-вышнему. (продолжение здесь:)