Нам иногда кажется, что душа - это некая фикция, некоторая абстракция. Что-то вроде миснагидского Б-га. :( Типа мы должны верить в то что он (или она - душа) существуют, но никаким образом не можем это обнаружить.
Однако, израильский психолог, специалист по затяжным депрессиям, Яир Каспи, считает иначе.
Он (сам он не религиозен) считает, что основная причина депрессий - это то, что человек не прислушивается к голосу собственной души. Не делает то, к чему у него есть склонность. Выбирает не ту профессию, к которой у него душевная склонность, а ту, которая, как кажется окружающим, принесет ему больше денег и т.д.
И потом, в середине жизни, вдруг падает в затяжную депрессию. Депрессия - это когда душа вдруг просыпается, и подает голос. Понятно, что любой разумный человек идет к психиатру, и увеличивает дозу антидепрессантов...
(Каспи работает с нерелигиозными, а для религиозных лирическое отступление, что причина номер один для затяжной депрессии это несчастливый брак)
Однако, некоторые особо одаренные, идут к психологам, и обнаруживают, что у них есть, оказывается, душа. И это не абстракция, а вполне конкретные вещи, которые я хочу делать, и которые делают меня (и окружающих) счастливыми.
Нефеш на иврите означает по-простому, желание. "им йеш эт нафшеха" - "если ты хочешь" (у Бялика).
Душа - это то чего я больше всего хочу. Или чего я больше всего не хочу. Попробуйте послушать. Услышите о себе интересные вещи. Только не надо этого бесконечного комплекса вины. Вы не виноваты, что у Вас есть душа, и что она проснулась среди ночи...
Весь хасидут, весь рав Ицхак Гинзбург - это только одно это: слушать голос собственной души. Поймать те редкие моменты, когда она говорит. И - услышать. Не задавить, не испугаться. Услышать. Попробуйте. Интересно. Жить интересно станет.. ** Собственно, на самом деле все наоборот. Все что происходит с человеком в жизни - это ради того момента, когда его душа вдруг начинает кричать от невозможной, совершенно невыносимой боли. Такое личное "ваизаку", крик, который невозможно ни с чем перепутать, крик, от которого невозможно убежать.. С этого момента начинается личный Исход.
Возвращаясь к майсе рабби Нахмана, это момент когда оба не могут оставаться в своем городе. И убегают, уходят искать себя. Покупают билет в одну сторону.. Потом они встречают лесного жителя.
Меня вчера спрашивали на уроке, как встретить праведника. Ответ: никак. Пока твоя душа не начнет кричать от невыносимой боли, от ощущения что вся твоя жизнь проходит мимо, а ты живешь какой то чужой жизнью - ты вообще не способен заметить праведника. Он будет рядом с тобой, но ты его не увидишь..