Я перевожу сейчас один из последних уроков рава - в канун 19 кислев, обьясняющий по возможности элементарно что такое хасидут.
Это наверное будет предисловием.
Сто лет назад Ницше заявил что Б-г мертв. Ницше был конечно прав. С тем только уточннением что "больной" скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Сто лет назад казалось что религия это такой атавизм, что вся Библия это набор таких странных, жестоких, примитивных историй, отстоящих на расстоянии световых лет от современной морали. К тому же полная противоречий нестыковок и просто несуразностей.
Чтобы попвтаться составить "фотороьот" Б-га котопый в атик. Во первых там нет суда. От слова совсем. Лет смола бэай атика. Во вторых это кажеися папа и мама вместе. Бесконечное милосерлие и бесконечная любовь. Та саммая беспричинная любовь. Безусловнач любовь к закоренелому грешнику как к самому большому праведнику. Это то что скрывается в пнимиют атик. Понятно, что этл "гнезло птицы" надежно защищено от бсякого рода клипот. Т.е. аак только человеком овладевает какая то маленькая тоненькая клипка его мигом выбрасывают из этого гнезда.
Парадоксалтный вывод из сегодняшнего урока. Иудаизм это место где понимают шутки. Menahem Yaglom мне давно об этом говорил. Я думал он шутит, а оказалось всерьез :)
Может быть потому что шутка это всегда всерьез? Т.е
Шутка это всегда совмешение противоположностей. И именно поэтому это смешно. И грань между удачной шуткой и обидой весьма тонка. Поскольку "определен юие" ацмут это "совмещение несовместммых вещей" то шутка это прекрасный пример такого совмещения противоположностей. Отсюда, правда, ясно, что Вс-вышнмй отнюдь не шутит. Это просто модель такая..