Письменная Тора назыается "мусар авиха", мораль отца твоего. Устная Тора это "Торат имеха" - учение матери твоей. У мння такое впечатление что письменные источники - в ширлком смысле - подчеркивают "битуль йеш". А устные - непосредственный контакт с учителем - это наоборот, больше "йеш амити", самореализация и т.д. Возможно в этом основная проблема "общения" с праведником через "игрот", видео и т.д. Видео это все же "письменные" т.е. фиксированные источники. Письменная Тора раскрыта. И всегда была раскрыта. Даже народам мира. Еще Моге перевел ее на 70 языков. Устная Тора это тайна. И всегда будет тайной. Это то, что рождается в контакте ученика и учителя
Meir Mark Bruk это к нашей дискуссии о роли связи с праведником. Без праведника, без талмид хахама, без Учителя у тебя есть только буквы. Только код без ключа. Наверное это суть
Фишка в том, что кажется что в тексте есть все. И действительно "нет ничего на что не было бы указанич в Торе". В капле семени - аспект отца - хохма - тоже есть весь будущий ребенок. Только он... не живой. Без матери, без "торат имеха" он никогда и не станет живым.. Получается что праведник это больше "има". Има имеет корень в пнимиют атик, выше чем хохма. Поэтому только оттуда приходит истинная жизнь. Кстати, у многих великих праведников были "женские" души - рав как то говорил об этом
** Понятно что вышесказанное это баальшой камень в огород многих баалей тшува делавших тшуву в основном "по книгам". А тшува, кстати, тоже женского рода, и связана с тем же аспектом бина, "алма дэхейру" и т.д.