Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Слонялся вчера допоздна по КХ искал фарбренген

Слонялся вчера допоздна по КХ искал фарбренген. Злой на всех. 19 кислева, нет нормального фарбренгена… «Седьмое поколение», которое никак не закончится. И т.д.. Потом поднялся и пошел на 770 — уже ближе к 12 ночи. Вдруг пришла в голову интересная мысль. Ну хорошо, допустим, они все неправы. Ребе умер, нужно было выбрать нового Ребе. Вместо этого сделали двух золотых тельцов и поклоняются им. Коах а-медаме = эгель а-заав. Они все идолопоклонники. А я один — у которого есть «настоящий» Моше… Предположим, что это так. Дальше интересно. Моше рабейну спускается с горы. Народ пирует, танцует, поет. Вс-вышний говорит ему «я сейчас отформатирую диск и мы напишем еще более крутую программу, а ты будешь главным программистом»… Моше отвечает: нет. Мы продолжим с тем, что есть. С тем народом, который у нас есть. С тем народом, который сейчас поклоняется тельцу… Из всех диалогов Моше со Вс-вышним это наверное, самый интересный. Т.е., Вс-вышнему, «даат эльон», как бы, в принципе нет проблем все стереть и начать сначала. Собственно потоп уже был. Именно у Моше, «даат тахтон», есть идея, что есть какая то ценность в этом мире, в этом неправильном мире, в этом неправильном народе, который сейчас поклоняется тельцу… Я к тому, что мы находимся в «неправильной» ситуации. Но вся наша жизнь — это «неправильные» ситуации, и нужно понять, как действовать именно в такой, «неправильной», нигде не описанной ситуации. Даже если предположить, что они неправы (а они неправы). Они *во всем* неправы? Если они неправы в чем то, то все остальное, в чем они правы, не имеет значения? Вопрос, по большому счету, не в том, кто прав, а кто нет. Вопрос — как действовать в этой «неправильной» ситуации, не разрушая, а строя. Собственно, это был подход Ребе. Возвращаясь к 19 кислев. Алтер Ребе и хасиды был «неправы» в глазах их противников. Означает ли это, что хасидов можно убивать? (Те кто знает историю, были такие случаи тоже. Убивать не убивали — это проблемно галахически, «просто» запирали и оставляли без еды и питья. Массовым явлением это не было, но отдельные случаи описаны). У Алтер Ребе была дилемма, как вести себя со своими противниками. Он сейчас получил карт-бланш от правительтсва, ему разрешили свободно распространять свое учение. Развяжет ли он в ответ гражданскую войну против своих оппонентов? — Но нет, Алтер Ребе пишет игерет «По возвращению из Петербурга» Собственно, недельная глава тоже об этом. Йосеф неправ. Он доносчик, он неправильно себя ведет. Надо ли его за это убивать? Братья уверены что да, надо. Остальное история.