Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Находясь на 770 я постоянно спрашиваю себя а стоит ли ломать копья? Ну верят люди в "вечно живого"

Находясь на 770, я постоянно спрашиваю себя: а стоит ли ломать копья? Ну верят люди в «вечно живого» Ребе, ну и что? Какая мне, собственно, проблема? Седьмое поколение, восьмое поколение, какая, в сущности, разница? Соблюдают люди Шулхан Арух, и ладно? Вспомнились слова рава Кука (сейчас не помню где, нно очень отчетливо помню смысл), что религиозность абсолютного большинства людей иллюзорна. Не в смысше, что это ложь, не дай Б-г, а в смысле, что это картина, рисуемая нам (в основном) нашим воображением. Можно найти намек на эту мысль в известных словах Хазаль, что Моше видел Вс-вышнего через «стекло» (аспаклария меира), а все остальные пророки (даже пророки!) видели «через зеркало» (аспаклария билти меира). Что значит «видеть через зеркало»? В зеркале человек видит сообственное отражение! Возможно, Хазаль хотят сказать, что то, что видит пророк — это в основном его «коах медаме»? И только Моше по-настоящему получает что-то «сверху» действительно? Так или иначе, «Ребе жив» (и, следовательно, не нужно искать реального живого праведника) означает на практике, что вся моя религиозность — это игра моего воображения. Если «в конце цепи» стоит живой праведник, *реально* связанный с реальной духовностью (прошедший «масах», имеющий выход в духовные миры — как угодно) — то моя религиозность, при всей своей иллюзорности, упирается, в конце, во что-то реальное. Если нет — то нет. Вот за это мы и ломаем копья. Чтобы во главе «стада» шел реальный вожак, а не видео, даже трехмерное… Чтобы наша религия была хотя бы «сфат эмет» («край истины»), а не чистая игра воображения и страстей. Однако «эрев рав» не способен ужиться с Моше рабейну. Им проще с золотым тельцом. В завершение — замечательный ворт от р. Залман Моше Ицхаки, известного хасида и «машпиа» прошлых поколений. Ребе как то процитировал его слова, что «тот у кого нет настоящего Ребе — не было и предыдущего Ребе». Тот, у кого нет Ребе в настоящем — не было и в прошлом. Тот, чей Ребе — иллюзия, картинка, игра воображения — таким же было его отношение к Ребе и при жизни. Вот и все. А дальше — думайте сами, решайте сами… Reuven Khaskin Кстати, вопрос, как понятно, отнюдь не специфически-хасидский. Или во главе «пирамиды» — не важно, литовской, хасидской, вязаной — стоят реальные «баалей асага». Или все это превращается в стадо, идущее за слепым вожаком. У реального, зрячего вожака — всегда есть очень четкие ориентиры, и очень сильный «коах дэгейтера». Таким был рав Кук, например. Более того. «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». От религиозного лидера не требуется быть пророком или провидцем. Требуется — как минимум — реальная Б-гобоязненность.