Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

Несчастный человек думает, что он перестанет быть несчастным, когда ему что-то дадут другие люди. В частности, любовь, деньги, общение и безопасность. Все это от неспособности сделать себя счастливым самому и делиться с окружающими от избытка. Поэтому он и ходит с пуповиной наперевес, в постоянном поиске, куда бы ее приткнуть, от кого бы напитаться счастьем, вместо того, чтобы познакомиться, наконец, с самим собой. Вам никто ничего не должен. Ни любить вас, ни уважать, ни понимать, ни давать вам деньги. Что можете дать вы этому человеку, своим близким, коллегам, друзьям да даже президенту, чтобы вам ответили взаимностью?
Когда кто-то ругается, принижая тебя, Когда кто-то даёт советы, о которых ты не просишь, Когда кто-то считает тебя виновным в своей боли, Когда они не слышат тебя, бесконечно говоря только о себе, Когда они сравнивают тебя с другими людьми, Игнорируют, осуждают или высмеивают твои мысли и чувства — Остановись. Вдохни глубоко. Знай, что это их боль, а не твоя. Знай, что они видят единственный сон, который они могут видеть, пока не проснутся, Знай, что они знают не тебя, а свои иллюзии.
Есть очень известная цитата из Зоара про «шестое столетие шестого тысячелетия», когда «раскроются хляби небесные и пропасти земные». Обычно это обьясняется в смысле раскрытия небесной мудрости (Торы) и земной мудрости (науки). Однако, рав обьясняет, что также в мудрости Торы есть две части. Есть мудрость Торы, раскрывающаяся как бы «свыше». И есть мудрость Торы, раскрывающаяся из глубины души человека. Но хорошо. Что такое развитие науки? И также развитие общества, развитие цивилизации? Все те поразительные изменения, котоорые произошли и происходят вокруг нас, как не мудрость, исходящая из глубины души человека, своего рода «руах а-кодеш»?
На этой неделе мы много обсуждали, что означает «эмуна» (вера). Так или иначе, в «сухом остатке» лучше всего сказатЬ, как это сказал, наверное, Галич: «И снится мне что я еврейский мальчик, и в этом русском сне я прожил жизнь свою». И еще у Галича: «Это мне Арина Родионовна скажет нит гэдайге, спи сынок».. Галич гениально прочувствовал, что эмуна — это почуствовать себя маленьким ребенком. Вернуться в материнское чрево. За три тысячи лет до него царь Давид выразил ту же самую мысль: «как грудной ребенок на своей матери, так на мне душа моя». Эмуна — это ощущение грудного ребенка, сосущего материнскую грудь.
На этой неделе воленс ноленс ввязался в одну дискуссию в одной почтенной общине. Я не знаю кто из них прав. Потрясает другое. Какая то немыслимая, запредельная жестокость абсолютно всех участников дискуссии. Можно бить ногами, можно бить ниже пояса, можно всем на одного, можно стучать властям. Можно все.. Я как то уже успел отвыкнуть в Израиле от подобного стиля «выяснения отношений». Раньше у нас в Москве говорили: почему «там где стоят баалей тшува там законченные праведники не могут стоять»?
Сказано «Микве Исраэль Гашем». И сказано «Цадиким домим леБорам». Миква Израиля — Вс-вышний. И «праведники подобны своему Творцу» Как миква очищает нечистых, так иткашрут к праведнику, изучение его Торы очищает душу человека Шабат шалом и ходеш тов и ктива вахатима това!