Есть очень известная цитата из Зоара про "шестое столетие шестого тысячелетия", когда "раскроются хляби небесные и пропасти земные".
Обычно это обьясняется в смысле раскрытия небесной мудрости (Торы) и земной мудрости (науки).
Однако, рав обьясняет, что также в мудрости Торы есть две части. Есть мудрость Торы, раскрывающаяся как бы "свыше". И есть мудрость Торы, раскрывающаяся из глубины души человека.
Но хорошо. Что такое развитие науки? И также развитие общества, развитие цивилизации? Все те поразительные изменения, котоорые произошли и происходят вокруг нас, как не мудрость, исходящая из глубины души человека, своего рода "руах а-кодеш"?
Почему только мудрость Торы достойна называться "руах а-кодеш"? Может, все, что идет из глубины души человека, это и есть "руах а-кодеш"?
То, что это не имеет явной "религиозной" окраски - что это меняет по сути вещей?
Рабби Нахман открыто говорит, что то, что слышно внизу, слышно сначала наверху. Чувствительные души слышат это, и "озвучивают" это внизу. Это не "руах а-кодеш"?
Руах а-кодеш - это раскрытие йехида, раскрытие сущности души, как рав обьясняет. Сущность души не "религиозна" во внешнем смысле этого слова. Это наверняка. Сущность души это скорее истина, доброта, справедливость, жалость. Мне кажется, это и есть раскрытие сущности души. Этим светом добра, истины и жалости сущность души призвана осветить "религиозное" сознание.
В сущности, это то, что делали пророки Израиля.