Если "определение" это "суд" в тот момент когда я даю "определение" тому или иному явлению я по
Если «определение» это «суд», в тот момент, когда я даю «определение» тому или иному явлению, я, по сути, «сужу» его.
Про суд сказано, что «мир не может устоять» на одном только качестве суда.
То «хесед» — это когда я предпочитают оставаться в неопределенности.
Про хесед говорится, что «если бы Вс-вышний создал мир только на одном качестве хесед — то «велики были бы его грехи». Таким образом, чистый хесед — это, по большому счету, тоже не путь.
«Рахамим» следует понимать, что в принципе, следует избегать жестких определений. Тем не менее, вообще избегать определений тоже невозможно. Иногда нужно определиться.
Возможно, что идея Алтер Ребе, что «будь в своих глазах как грешник» — призвана решить именно этот вопрос. «Как грешник», но не «грешник мамаш»,
Наверное это и есть еврейский путь. Не следует быть наивным, как в отношении самого себя, так и в отношении других людей. Как это говорят на идиш, «нит опгенарт зих», не обманывать себя. Тем не менее, не следует впадать в крайности.
Месяц элул — это месяц тшувы и месяц, когда раскрываются 13 мер милосердия. На первый взгляд, тшува — это суд. Когда человек судит себя. И чем жестче, тем лучше.
Однако, мудрецы сообщают нам, что также в этом внутреннем суде милосердие должно преобладать.
Странно? Контр-интуитивно? Тем не менее, основа тшувы, особенно в хасидизме — это ощущение бесконечного милосердия Свыше. Это то, тчо, в конечном счете, исправляет и очищает все «пгамим». А суд нужен лишь для того, чтобы разбить скорлупу высокомерия и душевной тупости. Однако, разбивая скорлупу, следует очень остерегаться, чтобы не разбить сам плод, находящийся внутри