Рав говорит что Ребе это как минимум новая душа, общая душа, душа Ацилут. Что это означает?
Это означает несколько вещей.
Когда я слышу "новая душа" - для меня, прежде всего, это душа, которая раскроет новую Тору.
Когда я слышу "общая душа" - это означает, что это душа, которая способна выделить главное направление.
Душа Ацилут - это, как обьясняет рав, ощущение реальной связи со Вс-вышним.
Ребе, на мой взгляд, подчеркивает из этих трех больше всего "нешама клалит" - общая душа. Способность увидеть общую картину, скрывающуюся за деталями реализации. Способность взглянуть на вещи "взглядом сверху".
Отсюда мы можем понять, для чего нужен человеку Ребе.
Прежде всего, как можно понять из того, что и рав, и Ребе говорят об "общей душе", важнее всего для человека, определиться с главным направлением своей жизни. В конечном счете, успех или неуспех человека в жизни зависит от этой способности отделить главное от второстепенного, и сосредоточиться на направлении главного удара.
В сущности, когда Хазаль называют Моше "дабар" - руководитель, я думаю, это как раз качество увидеть самому и показать другим это главное направление.
"Новая душа" - это ощущение того, что мир не стоит на месте. Ощущение того, что каждый день и каждый год в мире раскрывается новый Б-жественный свет. Я бы назвал это чувствительностью к обновлению мира. Тема второй части Тании, которую мы как раз сейчас изучаем.
Ацилут - это ощущение реальной религиозности. Реальность религиозного переживания, "конкурирующая" по своей силе с силой наших переживаний в материальном мире.
Можно ли продолжать оставаться религиозным без Ребе? Можно. Только будешь ходить по кругу. Потому что нет ни направления, ни обновления, ни живого религиозного чувства.
Это, собственно, и называется "галут" в хасидизме.
Меня недавно как то спросили - для чего Баал Шем Тов устроил весь этот балаган? Что было не так что нужно было новое движение и все эти конфликты, расколовшие еврейский мир?
Ответ прост. Человек, который слышит как наверху Вс-вышний преподает уже Новую Тору. А внизу продолжают еще учить Тору тысячелетней давности. Это как пророк, который не имеет право замолчать свое пророчество. Это дано ему Свыше. И он обязан говорить.
Поэтмому Ребе обязан говорить. Поэтому рав тоже обязан говорить. Ту новую Тору, которую он слышит и рассказывает нам здесь