Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Восемь - это тшува

Восемь — это тшува. В этом суть. Если бы меня попросили одним словом выразить то, что ищет рав, то этим одним словом будет слово «тшува». Все остальное это детали реализации Тшува связана со сфирой бина. Так объясняется в Тании в Игерет аТшува, что «высшая тшува» — подчеркивается, что речь идет именно о высшей тшуве — это сфира бина Что такое высшая тшува? Это «изучение Торы в любви и страхе перед Б-гом» В маамаре Ребе, который я одно время начал переводить, и сейчас, надеюсь, продолжу — говорится о том, что со стороны «хохма» — ступень Моше рабейну — сказано «бехохма итбериру». Хохма позволяет сделать «бирур». Бирур означает различение, выбор. «Выбрать съедобное из несъедобного», или наоборот, «выбрать несъедобное из съедобного» (первое разрешено в субботу, а второе запрещено, как известно) Хохма не способна превратить несъедобное в съедобное. Поэтому Моше, символ святой мудрости, спрашивает «каким образом будет его очищение». Каким образом грешник способен очиститься? Хохма не знает, что такое тшува Хохма не знает, но бина — знает. Бина — это ступень «Кто даст чистого из нечистого». Бина — это ступень итапха, когда тьма превращается в свет, а горечь в сладость. И это тшува. И это, конечно, вся идея рава. Еще одно слово, которое очень характеризует рава, это слово «амтака». Амтака — это превращение суда в милость. То самое «гавар алейну хасдо», когда гвура превращается в хесед — это итгабрут а-хесед. И все это связано с числом 8, как объясняется в маамаре Ребе 1978 года Ибо что означает «нечистота мертвеца»? Это означает, что у человека нет, полностью отрезано, какое-либо чувство в святости. У него как будто бы нет такого органа чувств, которым можно было бы ощутить святость. И Моше рабейну задает вопрос: как можно очистить такого человека? Как можно привести его к тшуве? Если у него изначально как будто бы отрезано все, что может быть связано со святостью? Говорят, что проблема поколения это «кфира» (атеизм). Это не точно. Проблема поколения — это отсутствие какой то интуиции в святости. Среди религиозных тоже. Моше не знает, что с такими людьми делать. Он знает, как выбрать нечистое из чистого. Но он не знает, как можно пробудить интуицию святости. Моше не знает, но Мошиах да знает Баал Шем Тов, который пробуждает еврейские души из обморока — это как раз на ту же тему. Пробудить интуицию святости. (по мотивам маамара Ребе на «Пара» 1978)