Сказано "Израиль будет избавлен лишь в заслугу тшувы". В другом месте говорится "Израиль будет избавлен лишь в заслугу цдака".
О каком избавлении идет речь? Алтер Ребе обьясняет в Тании (гл. 4 в Игерет аКодеш), что речь идет об избавлении "некудат пнимиют а-лев". Избавление сердца из изгнания.
Сердце человека находится в изгнании. Он пытается думать о возвышенном, но внутренняя точка его сердца закрыта, и погружена (зачастую) во зло.
Как избавить, как раскрыть, как проявить эту внутреннюю точку сердца, она же Шхина, она же ницоц Элокут в человеке?
Алтер Ребе говорит - или тшува, или цдака. Цдака раньше чем тшува. Тшувы тоже надо еще удостоиться.
Цдака в нашем поколении - это распространять веру, распространять идеалы справедливости и добра. В заслугу цдака можно удостоиться сделать тшуву. В заслугу тшувы раскрывается внутренняя точка сердца. И человек возвращается к жизни. Ибо пока внутренняя точка сердца мертва - в сущности, человек мертв. Он может улыбаться, но он в сущности мертв. Пробудить эту точку - это "оживление мертвых". Хасидут оживляет мертвых.
====
Интересно, как это связано с тем, что в другм месте говорится что "тшува - это бина", и обьясняется, что высшая тшува означает изучать Тору? Нужно прочитать цитату до конца (в Игерет аТшува) "Изучать Тору из любви к Вс-вышнему". Когда внутренняя точка пробудилась - можно начинать изучать Тору. До того тоже можно, но по сути. это изучение, призванное пробудить точку еврейства. В аспекте "источник света в ней возвращает его к добру"