Почему душа Моше рабейну должна возвращаться в каждом поколении? В чем его вина? В Зогар говорится, что он должен возвращаться, чтобы исправить то, что взял с собой эрев рав[3]. Моше рабейну — это даат со стороны святости, и его поколение — поколение Знания, поколение, познавшее Б-га. Известно, что выражение эрев рав имеет ту же гиматрию, что и даат, но в начале это даат со стороны противоположной святости. Моше принял их, ибо он чувствовал, что способен исправить их, приблизить их, сделать им гиюр.
Но Моше отнюдь не раскаивается в том, что принял их. Он готов возвращаться в каждом поколении, чтобы исправить их.
Хотя это выглядит так, что Моше сделал ошибку, приняв эрев рав, но в конце концов, по окончании исправления, станет ясно, что он был прав. Только это трудно. Есть многие вещи в жизни, что поначалу это не идет, и даже в начале это приносит больше вреда, чем пользы, на первый взгляд. Но есть такие люди, которые не отчаиваются и не раскаиваются — они упорно исправляет это до конца, даже если нужно возвращаться снова и снова, на протяжении всей истории, ибо нет поколения, в котором не было бы Моше рабейну.
В конце времен выяснится, что не только Моше рабейну, но каждый еврей — ни один еврей никогда не грешил, как это объясняется во многих книгах хасидут, и особенно в хасидут Ижбица, и также в Хабад — каждый в своем стиле. С одной стороны, сказано «согрешил Израиль» - «несмотря на то, что согрешил, Израиль он». Но есть нечто куда более глубокое, что раскроется в будущем, что ни один еврей никогда не грешил. Все кажущиеся прегрешения, когда «дух нечистоты Я удалю из земли», выяснится задним числом, что каждый еврей чист, и все что он сделал — чисто.
http://chassidus.ru/philosophy/ginzburg/5778/78-06-07-ispashtuso.htm