Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

О чем этот урок рава? Я бы сказал что это урок о «моделях» человеческой психики и служения Вс-вышнему

О чем этот урок рава? Я бы сказал, что это урок о «моделях» человеческой психики и служения Вс-вышнему. Рав очень любит это слово «модель». Я, собственно, тоже… Что означает «модель»? — Это означает, по-простому, что, на самом деле, я не знаю, как устроен человек, и как устроена его душа. Человек — это своего рода «черный ящик», и я пытаюсь понять, как он функционирует. Это означает также, что возможна другая модель, более или менее успешная… Рассмотрение человеческой личности как арены борьбы между добром и злом — это классика иудаизма. В Тании эта модель несколько совершенствуется, и основной ареной борьбы становится борьба между животной и Б-жественной душой. Является ли эта «модель» истинной или ложной? Собственно, к модели трудно предъявить требование истинности или ложности. Скорее можно говорить о том, позволяет ли мне эта модель достичь моих целей или нет. Продвигает ли меня эта модель в служении Вс-вышнему или нет? Делает ли эта модель меня лучше, человечнее, добрее, успешнее в жизни или нет. Скажем, есть модели более успешные, и есть модели менее успешные. И есть модели, которые могут привести человека к депрессии, к отчаянию, к безверию… Так что, в определенном смысле, успех нашего служения Б-гу зависит от правильного выбора модели — модели человека, и модели Творца. Выбор этот может меняться со временем. Модель служения ребенка отличается от модели служения взрослого. И также для самого человека — иногда человек находится на подъёме, иногда — переживает упадок сил. И модель служения на подъеме («гадлут») отличается от модели служения в депрессии («катнут»). В настоящем уроке рав предлагает «модель» для человека, которого система понятий Тании приводит в отчаяние, у которого опускаются руки от мысли от того, что он никогда не станет не только праведником, но даже средним. Которого приводит в отчаяние мысль, что он никогда так и не сможет исправить все зло внутри себя. Какой выход предлагает рав? Что изменится от того, что «зло» в своей душе я назову «тьмой»? Рав объясняет, что это меняет две вещи: во-первых, это переводит рассмотрение с эмоционального уровня на интеллектуальный. Человек как-бы поднимается над проблемой[1], над теми негативными качествами в себе, которые он стремится (и пока что неспособен) исправить. Во-вторых, «тьма» — это отнюдь не зло. Это неразвившийся и нераскрывшийся еще потенциал. תתעורר, תתעורר, כי אתה יושב בחושך חזק…[2]