Актуальная тема - Рамбам, вчерашний хитас (законы запрещенных связей): тот, кто пришел из-за границы, должен привести доказательство своего еврейства:
Гл. 13, Галаха 10: Тот, кто пришел, и сказал, что он был неевреем, но прошел кошерный гиюр - верим ему. Ибо он же запретил, и он же разрешил. О чем идет речь? - В те дни в Земле Израиля, поскольку у всех жителей там была "хазака" что они евреи. Но если это за пределами Израиля - то он должен привести доказательство, и лишь после этого ему разрешено жениться на еврейке" Галаха 17 Гер, которого не проверяли (соблюдает ли он заповеди), или не сообщили ему о законах и наказаниях за них, и сделал обрезание и окунулся перед тремя простыми людьми - это все равно гер, и даже если известно, что он принял еврейство ради выгоды... А дальше вообще интересно Глава 14 Галаха 1 Каким образом принимают праведных геров? Когда прийдет один из народов мира, и проверят его и не найдут причины, говорят ему: ради чего ты решил принять еврейство? Разве ты не знаешь, что евреи в наше время преследуемы и угнетаемы? Если говорит: я знаю, и я не достоин - принимают его немедленно. Галаха 2 Сообщают ему основы веры... и сообщают ему основные заповеди... И не сообщают ему слишком много, и не проверяют его слишком строго, ибо это может оттолкнуть его с доброго пути. Ибо изначально привлекают человека лишь добрыми и мягкими словами, и так говорит Писание "людскими узами увлеку их", и после этого "узами любви"
Вопрос в другом. В отношении большинства выходцев из экс-СССР - экономическая иммиграция на первый взгляд это тема их вообще не гиюрить. С другой стороны - Рамбам явно говорит, что основное - это сознание принадлежности к еврейскому народу.
В общем, я пока что не понял, откуда идея, что человек, принимающий гиюр, должен учиться несколько лет и т.д.