Где то до середины 17 века мир был устроен просто. Б-г был наверху, а человек внизу.
В 17 веке начался балаган. Человек сказал, что он хочет быть главным. А Б-г это вообще устаревшая гипотеза. Максимум, Б-г это мораль.
В 21 веке...
С точки зрения "раскрытой" Торы вообще нет никаких шансов прийти к согласию. Б-г наверху. Ты внизу. И поэтому меньше разговаривай. С точки зрения сокрытой Торы? Есть "высшее единство" - это как Б-г смотрит на мир. Б-г большой, а ты маленький. Но есть и "нижнее единство" (о нем пока что предпочитают говорить шепотом...) - "Я есть, а Б-г - Нет" ("Нет" с большой буквы, копирайт рава Фрумана).
Возможно, именно поэтому Ребе так настаивал, чтобы в нашем поколении учили хасидут. Хасидут - это "шней рошим". "Две головы" (выражение рава Гинзбурга, и название его статьи). Одна "голова" - это "Б-г наверху а ты внизу". Другая "голова" - это "Ты есть а Он - Нет" Собственно, это суть хасидут, и идея хасидут - найти общий язык, и взаимопонимание между этими двумя "головами". Между иудаизмом и гуманизмом.
К сожалению, сегодня очень редко можно встретить, чтобы кто-то обьяснял хасидут как мир между высшим миром и нижним миром. Между Б-гом и человеком. Хотя древний мидраш говорит, что "Давид (царь Давид), когда изучал Тору, тем самым он устанавливал мир между Высшим воинством и Нижним воинством".
Вся идея Торы - это мир между высшими и нижними.
Нужно попробовать понять простую вещь. Не случайно в семнадцатом веке человечество задумалось о том, что человеческая жизнь имеет высшую ценность. Что люди рождены свободными и равными. Разные люди, разные философы, в разных странах приходят к одному и тому же - что человек рожден свободным. Может ли это быть случайностью? Или это та "волна", то "сообщение", которое пришло Свыше, и внизу просто "поймали" эту волну?
К сожалению, иудаизм, задуманный как религия разума, нравственности и личной свободы, прекрасно выдержав полторы тысячелетия преследований, оказался неспособен повернуться к этому новому веянию, к этой новой волне. Казалось бы, прекрасно, что европейские народы начали приходить к ценностям, уже давно заявленным в иудейской религии? Но произошло обратное - иудаизм увидел угрозу для себя в том, что "гоим" стали образованными. Нравственными. Свободными. И начал запираться в стенах гетто. И чем более образованным, свободным и нравственным становится мир вокруг - тем выше становятся стены гетто.
Недельная глава, которую мы читали на этой неделе - как раз об этом. Яаков встречается с Эсавом. Еврейский мир встречается с европейским миром. Эта встреча необходима обоим мирам. Как это будет "транслировано" в реальность? Хороший вопрос. Но сама Тора говорит, что наш праотец Яаков инициирует эту встречу. И обьясняется, что Яаков видит "высокие искры" святости Эсава, и поэтому идет на встречу, несмотря на связанные с этим опасности.
Но ведь в 17 веке произошло буквально то же самое! Яаков пошел навстречу Эсаву. Как только Яаков - еврейский народ - почувствовал, что "есть с кем говорить" - он пошел на встречу с Эсавом - европейской цивилизацией!
Возможно, это не просто так, что эта встреча Яакова и Эсава - это до Дарования Торы. Ибо в Торе нигде не говорится, что Яаков должен встречаться с Эсавом. Наоборот - вся Тора это как раз против того, тчобы они встречались...
Однако, в той части Торы, которая предшествует дарованию Торы - об этом да говорится.
По видимому, есть две части Торы. Тора после дарования Торы. И Тора перед дарованием Торы. И последняя дана только Израилю. Но первая дана всему человечеству...
Как это будет реализовано? Хороший вопрос. Но иногда вдруг начинаешь сознавать, что "дни Мошиаха" о которых так любит говорить Ребе - это не просто красивая фраза. Мир - Свыше - уже управляется по новой системе управления. Системе управления дней Мошиаха. Отсюда - идеи свободы, равенства, братсва. Любви. Позитивной философии. Ассимиляции. Не "йецер". А новый свет. Новый дух. Дух Мошиаха.
Шавуа тов И с новым годом хасидизма (19 кислев)