Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

На исходе первого дня суккот сидели с одним хорошим человеком в "русской" сукке рава Тайхмана

На исходе первого дня суккот сидели с одним хорошим человеком в «русской» сукке рава Тайхмана. И я ему пересказал «ворт», который я недавно слышал, что «запах кторет (воскурений) предназначен, чтобы отбить дурной запах мяса. Это по простому смыслу. Но в духовном смысле «дурной запах» мяса — это «запах» грехов человека. И для этого есть кторет (воскурения). В хасидуте запах — это «макифим». Нечто как бы «внешнее» не связанное с каким то специфическим органом человека. Энергетика, что ли? И вдруг я вспомнил один замечательный ворт, который я слышал от рава недавно, и никак не мог понять. Рав сказал, что есть четыре ступени тшувы — из страха, из любви (рав назвал их «открытыми» ступенями тшувы), и есть еще две ступени — тшува из радости — радость что я удостоился приблизиться к Б-гу, радость от того что я еврей) и тшува от наслаждения Я пытался понять, есть ли где то в хасидуте что то подобное, но не нашел. И вот сегодня вечером все как то упорядочилось. Десять дней раскаяния исправляют то, что хасидизм называет «внутренние силы души». Мысль, речь, действия. «Внутренние силы» означает, что каждая из этих сил связана с определенным органом тела человека. Что с «макифим»? Макифим — я бы перевел применительно к нашей теме — «подсознание»? Раскаяние десяти дней тшувы исправляет сознание. Не подсознание. И вдруг сам собой пришел ответ: как раз для этого есть Суккот. Суккот это «макифим». «Облака славы». «Облако кторет» превратившееся в «облака славы», как обьясняют мудрецы. Макифим — это как раз подсознание. Таким образом получается, что десять дней раскаяния исправляют сознание и действие. И там есть две ступени — тшува из страха и тшува из любви. А семь дней (или восемь дней) Суккот и Шмини Ацерет исправляют макифим = подсознание. И это исправление происходит с помощью «весамахта бехагеха». Радость и наслаждение праздника — это то, что исправляет подсознание. Звучит, вроде бы логично, поскольку Суккот есть непосредственное продложение десяти дней раскаяния (Известный хабадский ворт, что на исходе Йом Кипур Ребе Райац спросил у своего отца «и что же сейчас»? И ответ был: «сейчас можно начинать делать тшуву») (Не менее известно, что на Симхат Тора Ребе практически всегда говорил о тшуве. Известно также что Симхат Тора связана особенно с русским еврейством. Получается что русское еврейство особенно имеет отношение к идее «тшувы из наслаждения») Моадим лесимха