На исходе первого дня суккот сидели с одним хорошим человеком в "русской" сукке рава Тайхмана

На исходе первого дня суккот сидели с одним хорошим человеком в "русской" сукке рава Тайхмана. И я ему пересказал "ворт", который я недавно слышал, что "запах кторет (воскурений) предназначен, чтобы отбить дурной запах мяса. Это по простому смыслу. Но в духовном смысле "дурной запах" мяса - это "запах" грехов человека. И для этого есть кторет (воскурения).

В хасидуте запах - это "макифим". Нечто как бы "внешнее" не связанное с каким то специфическим органом человека. Энергетика, что ли?

И вдруг я вспомнил один замечательный ворт, который я слышал от рава недавно, и никак не мог понять.

Рав сказал, что есть четыре ступени тшувы - из страха, из любви (рав назвал их "открытыми" ступенями тшувы), и есть еще две ступени - тшува из радости - радость что я удостоился приблизиться к Б-гу, радость от того что я еврей) и тшува от наслаждения

Я пытался понять, есть ли где то в хасидуте что то подобное, но не нашел.

И вот сегодня вечером все как то упорядочилось.

Десять дней раскаяния исправляют то, что хасидизм называет "внутренние силы души". Мысль, речь, действия. "Внутренние силы" означает, что каждая из этих сил связана с определенным органом тела человека.

Что с "макифим"? Макифим - я бы перевел применительно к нашей теме - "подсознание"? Раскаяние десяти дней тшувы исправляет сознание. Не подсознание.

И вдруг сам собой пришел ответ: как раз для этого есть Суккот. Суккот это "макифим". "Облака славы". "Облако кторет" превратившееся в "облака славы", как обьясняют мудрецы. Макифим - это как раз подсознание.

Таким образом получается, что десять дней раскаяния исправляют сознание и действие. И там есть две ступени - тшува из страха и тшува из любви.

А семь дней (или восемь дней) Суккот и Шмини Ацерет исправляют макифим = подсознание. И это исправление происходит с помощью "весамахта бехагеха". Радость и наслаждение праздника - это то, что исправляет подсознание.

Звучит, вроде бы логично, поскольку Суккот есть непосредственное продложение десяти дней раскаяния

(Известный хабадский ворт, что на исходе Йом Кипур Ребе Райац спросил у своего отца "и что же сейчас"? И ответ был: "сейчас можно начинать делать тшуву")

(Не менее известно, что на Симхат Тора Ребе практически всегда говорил о тшуве. Известно также что Симхат Тора связана особенно с русским еврейством. Получается что русское еврейство особенно имеет отношение к идее "тшувы из наслаждения")

Моадим лесимха

Запись опубликована в рубрике: .