Был в четверг на фарбренгене рава в Ицгаре и остался там на субботу
Был в четверг на фарбренгене рава в Ицгаре и остался там на субботу.
Больше всего «задело» сравнение рава, сравнившего разрушение Амоны с разрушением Храма
В отличие от отчень многих, занятых подсчетами прибылей и убытков от «сделки» Амоны, рав не занимается «бухгалтерией» а дает моральную оценку происшедшему.
Иногда такая оценка важнее чем «бухгалтерия». Она дает нам некую точку отсчета, некий моральный «якорь» в этом мире занятом ежедневной борьбой за выживание
Рав Кук говорит, что мораль это «нишмат апа» — душа и дух нации.
Всю субботу крутилось это в голове. Иудаизм и мораль. Как может религиозный человек стать (нередко) аморальным?
Листал какую то книгу рава Кука. Фальшивый «шифлут». Фальшивая, ложная униженность перед Б-гом.
Может в этих словах рава Кука есть ответ? Ведь если в своем «самоаннулировании» перед Б-гом я переходу некую красную черту — если я сам»ноль» то другой тем более «ноль»! И все. Там уже не больше морали..
Потом пришло в голову еще. Какое самое главное соово у детей? «Фейр». Честная игра. Почему это так важно ребенку и зачастую размывается у взрослого? У ребенка есть врожденное чувство собственного достоинства. Самоувпжение порождает уважение к другому и моральную чувствительность.
А взрослый зачастую превращается в загнанную лошадь. А у лошадей, как известно нет морали…