А вот у Эссеса проблема. С Хабадом. В том что харейдим не служат в армии, не платят налоги, не работают - нет проблем. В том, что хврейдимные общины покрывают педофилов (хабадские впрочем тоже) это тоже не проблема. А вот Хабад, это да, проблема. Мирового, прямрюо скажем, масштаба...
Я посмотрел ещп раз ответ Эссеса. Аффтар, увы, просто совершенно не в теме.
- Как минимум половина хабадских изданий пишет зацаль. Официальный Хабад пишет зацаль. Мешихизм никогда не был и не является официальной идеологией Хабада
- Вкладывать письма в святые книги как уже хдесь было отмечено это "гораль Агро"
- В иудаизме есть четкое разделние между верованиями и философскими вопросами и вопросами галахи. Пока Хабад "держит" галаху - ну нет ниаакой, вообще никакой проблемы в том что те или иные вопросы духа интерпетируются в Хабадп чуть иначе чем у литаим. В конечном счетп корцепция праведника, присутствующего в мире больше чем при жизни - это концепция Зогара а не изобретение Любачичского Ребе. Так что все это вполне сводимо к старому спору о каббале и Зогаре. Агро насколько я понимаю признаввл святость Зогара и изучал каббалу.
- Больше половины Хабада сеоодня баалей тшува. Неудивительно что аакие то тонкие концепции иногда влюоспринимаются буквально
- Спор о том может ли мошиах быть "из мертвых" - это еще талмудический спор. Ну, и что осталось от"наезда" Эссеса? Эс-Эс, одним словом (такая кликуха была у Эссеса в Москве в клнце 80-х. За что - ну не знаю. Я тогда был из молодых да ранних...)