Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

А еще в субботу почему-то вспомнилась история про рабби Йоханана бен Закая который плакал перед смертью

А еще в субботу почему-то вспомнилась история про рабби Йоханана бен Закая, который плакал перед смертью и говорил, что «не знает, по какой дороге его поведут». Что это означает? Это означает, как минимум, что может быть такой праведник (слышал открытым текстом от рава Гинзбурга, что были праведники, которые до сорока лет не знали, или они относятся к стороне святости или наоборот), который до конца своей жизни не знает, или он на стороне святости, или наоборот! Интересно, что именно такой праведник становится основой всей устной Торы. Почему бы Вс-вышнему не взять такого человека как рабби Акива («гвозди бы делать из этих людей…»)? Собственно, рабби Акива это тоже один из столпов устной Торы — наверное есть место и для того, и для другого… Так или иначе, возможна ситуация праведника. который до конца своей жизни не знает, или он со стороной святости или наоборот. Если ближе к нашим поколениям — то Алтер Ребе — это, кажется, символ такого «открытого» праведника, где все ясно и понятно, и правила игры определены раз и навсегда. А рабби Нахман — это «очень узкий мост» — постоянные колебания между вершинами святости и глубинами бездны. Неудивительно, что Алтер Ребе и рабби Нахман не находили общего языка… Баал Шем Тов? Из того, что мне известно, Баал Шем Тов это скорее праведник типа рабби Нахмана. Где ничего не известно заранее и до самого конца.