Разведчики были как известно "люди - праведники" - как обьясняет Раши. Тем не менее, они совершили ошибку. Можно выучить из истории разведчиков несколько вещей:
1. Шлихут - это место, где можно легко ошибиться, принимая самостоятельное решения
2. Без самостоятельного решения шалиаха шлихут даже не начинается.
3. Несмотря на ошибку, грех и наказание - шлихут должен быть продолжен (и поэтому Моше рабейну снова посылает шлухим в конце сорока лет блужданий по пустыне - есть сиха Ребе об этом)
4. Есть сиха Ребе, и рав говорил об этом недавно - что есть четыре ступени шлихут. И лишь на последней, высшей ступени, шлиах настолько един со своим "мешалеах" (Моше рабейну и аспект Моше в каждом поколении), что может в точности исполнить намерение его пославшего. На нижних ступенях - ошибки неизбежны
Фарбренген рава на Суккот в этом году (свежий мейл от Итиэля): Хватит быть "завядшими этрогами" (кошер если нет ничего другого)
Что такое завядший этрог? Это еврей который не живой им не мертвый. И заповеди вроде бы соблюдает но по минимуму. Идол такой был в древнем Моаве, Кмош назывался. Вся идея - прожить жизнь в полуживом полумертвом состоянии. Вся идея хасидизма - выйти из этого полуживого состояния к полноценной жизни.