Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Только потому что так положено я прошу прощения у людей" - сидит у меня в голове эта фраза из Галича

«Только потому что так положено я прошу прощения у людей» — сидит у меня в голове эта фраза из Галича. Может поэтому я не прошу ни у кого прощения накануне Йом Кипур? А может потому, что в последние годы я — с большим трудом — научился понимать, что не ни в коем случае не следует брать на себя вину в тех ситуациях когда ты не считаешь себя виноватым. Даже если ты виноват — или считаешь себя виноватым — лучше разобраться а не просто просить прощения. А если не виноват, или не считаешь себя виноватым — не проси! Возможно, что я ошибаюсь, считая себя правым, а другого виноватым. Что же — я имею право на ошибку. Но если твой друг в ответ на легитимную критику обьявляет во всеуслышание что он не простит тебя на Йом Кипур — это его проблемы. Я не обязан и не должен решать его проблемы. У кого же тогда просить прощения в Йом Кипур? — Как совершенно замечательно пишет Хани Бурштейн, просить прощения следует у самого себя. И прощать тоже — самому себе. И главное, за что стоит просить прощения — у самого себя — за это, что ты не делаешь что, что ты мог бы делать. И само собой, то, что ты должен делать. Ибо, как Хани Бурштейн говорит дальше, лишь простив себе самим, мы сможем по-настоящему простить окружающим. Рав Кук говорит в «Орот а-тшува» что человек Торы должен делать тшуву в Торе. А человек «внутренней мысли» — должен делать тшуву во «внутренней мысли». Для кого то прощение в Йом Кипур — это внешнее действие. Для кого то — в основном интроспекция [Если обобщить, то снова мы наблюдаем концепт, который в принципе достаточно успешно работал на предыдущем витке развития общества/человека. (Т.е., я вот смотрю как восточные евреи просят прощения — для них это серьезно. И работает. У нас же это в основном просто формула которую нужно произнести и все). Но не работает на настоящем. Или нуждается в пересмотре. Обычная для иудаизма ситуация. Поэтому Тора дана Израилю, а не народам. Народ Израиля достаточно креативен, чтобы в каждом поколении интерпретировать Тору в соответствии с уровнем развития общества и человека] [Для особо одаренных отдельно отмечаю: если ты чувствуешь внутреннюю потребность просить прощения — проси. Если нет — нет! Не ври самому себе — это самое главное!] Цом Каль