Прошло уже десять лет как я в последний раз побывал на "Огеле"
Прошло уже десять лет, как я в последний раз побывал на «Огеле». Перед тем, как уехать из России — в общем, было ясно, что следующая возможность предоставится еще не скоро -я собрался на 770 — в районе 11 нисана.
В основном в свой последний визит я сидел на огеле. Атмосфера нескончаемого фарбренгена как то потеряла свою привлекательность. А атмосфера огеля как раз соответствовала моему настрою.
В какой то момент кто-то запустил видео с фарбренгена. Не знаю точно какой это был фарбренген — была какая то неотредактированная запись — 5 часов — фарбренгена, скорее всего «шнат шивим» — когда Ребе исполнлось 70 лет.
Видео фарбренгена на огеле -это нечто иное чем просто пойти посмотреть видео. Видео фарбренгена на огеле — это почти что побывать на фарбренгене самому.
Из всего фарбренгена мне запомнилась по сути одна фраза. Один стих, который Ребе повторял снова и снова, и объяснял различными способами.
Время от времени этот стих и этот фарбренген всплывает в моей памяти.
«Одом леомол йиволэд». «Человек рожден для тяжелого труда». «Есть кто говорит труд ремесла. И есть кто говорит труд молитвы. И есть кто говорит труд изучения Торы…» Дальше Ребе подробно объяснял все эти три мнения. И преимущества каждого из них.
Однако, в «сухом остатке» — «Человек рожден для тяжелого труда». Не важно, какой путь ты выберешь — труд ремесла, или труд молитвы, или труд изучения Торы.
Может быть, поэтому, во множестве писем Ребе (в основном, обращенных к молодежи), повторяется, как мантра, одна и та же фраза: «асмодо ушкидо». Напряженный труд.
Гилуим — они для далеких. Для ближних — напряженный труд.
В какой то момент нужно понять, что нужно сделать этот «свич». С ловли «гилуим» (есть очень грубый посук, который Хазал объясняют про человека, который занимается ловлей гилуим — רועה זונות יאבד הון — гоняющися за публичными женщинами потеряет все свое состояние). — на «одом леомол иволед» — к сознанию того, что суть и основа — это напряженный труд. Чем бы ты ни занимался.
Наверное, эта идея — одна из ключевых составляющих наследия Ребе
Шавуа тов