Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Прошлый пост вызвал много вопросов

Прошлый пост вызвал много вопросов. Не то чтобы объяснение, скажем, некоторые общие соображения о динамике процессов. Сказано «Вс-вышний выше и выше до бесконечности. Ниже и ниже до беспредельности». В другом месте сказано «касается и не касается». (מטי ולא מטי). Оба эти выражения указывают на определенную динамику. Т.е., Вс-вышний «поднимается» выше и выше. И потом — «опускается» ниже и ниже. Динамика, не статика. Этой динамике наверху — соответствует динамика внизу. Динамика человеческой души. Подняться «выше и выше». Прекратить существовать. Слиться с источником. Подобно искре, стремящейся слиться с факелом. И «опуститься ниже и ниже» — работать в мире. Реализоваться. Преуспеть. Построить себя, свою семью, свой дом. Также здесь — динамика. Подъем «выше и выше» — движение сокрытия — у Вс-вышнего — «отражается» в нижнем мире как мера суда. Как мера сокрытия. Опускание «ниже и ниже» — раскрывается в мире как мера хесед — мера раскрытия. Движение сокрытия — ассоциируется с «мирами сокрытия». (В общем, два высших мира, две первые буквы Имени). Движение раскрытия ассоциируется с «мирами раскрытия». Два нижних мира. Говорится (приводится в Тании) «Как велико благо которое Ты сокрыл для боящихся Тебя. Даровал надеющимся на Тебя». Объясняется в Тании — «сокрыл для боящихся» — это благо из мира Сокрытия. Воспринимаемое в этом мире как испытание, болезнь, несчастья не дай Б-г. И оно бесконечно больше чем благо из мира раскрытия, которое «Даровал надеющимся». Это — основная позиция. Что все, что происходит с человеком, есть благо. Но есть сокрытие благо и есть раскрытое благо. Поэтому «благословляют на дурную весть также как на добрую». После всего этого Тора говорит: «выбери жизнь». «Раскрытое нам и нашим детям». Человек в нижнем мире должен идти путями раскрытия. Как Ребе любил говорить «явное и раскрытое благо». Если человеку не хватает в чем то — в детях, в здоровье, в парнасе — то он обязан, как пишет Рамбам, это обязанность из Торы — молиться и просить у Вс-вышнего чтобы Он восполнил его недостаток. Человек обязан сделать все для спасения жизни. Даже сомнение в спасении жизни отталкивает всю Тору, как известно. И тем не менее, после всего этого — мы можем понять, что Свыше это не всегда движение раскрытия. Хотя есть известная дискуссия в Талмуде. Спросили, кажется. у рабби Йоханана, который был известный «баал исурим» (его жизнь была полна тяжелых испытаний): «Нравятся тебе «йисурим» (испытания)? Ответил рабби Йоханан: «ни они и ни награда за них». Разница в основном в том, как относиться к тому , что происходит в нашей жизни и в жизни окружающих. Видеть в любом негативном событии только наказание? И искать виноватых? Или увидеть также возможность сокрытого блага, какого то света, который светит только из кромешной тьмы? Как поется в известной бреславской песне — «даже в самом глубоком сокрытии находится Вс-вышний» Сегодня у нас глава «Шлах». Нужно заходить в Эрец. Реализовываться. Захватывать землю. Основное движение главы — это движение «вниз». А прошлая глава — «бегаалотха» — типичное движение «вверх».