Всю субботу не вылезала из головы странная мысль. "И были оба они наги и не стыдились". А потом покушали от Древа познания - и первым делом "и увидели что наги они".
Психологически здесь совершенно замечательная картинка. На первой картинке - человек природный. Единый с природой вокруг. Единый с природой внутри. И - ему не стыдно. Стыд - это проявление диссонанса. Если нет диссонанса - нет и стыда.
На второй картинке homo sapience. Человек разумный. Человек познавший. И устыдившийся - самого себя.
Интересно отношение Б-га к этому "кто сказал тебе что наг ты" - явно отсюда, что первоначальное природное и естественное состояние - это было то, что надо. А слишком раннее взросление - было не то, что требовалось.
Так или иначе из этой картинки следуют несколько вещей.
Как только человек приобретает разум - он начинает стыдиться. Стыдиться и закрываться (по-видимому это одно и то же). И чем больше разума - тем больше стыда. Кому больше всего стыдно за свою страну? - Интеллигенции. "Бецелем", "Шоврим штика" и проч. Нет, они не предатели. Они - интеллигенты. И свойство интеллигенции - свойство разума - стыд. Я не говорю хорошо или плохо. Это - природа разума. Разум эгоистичен по природе. Разум, сознание - отделяют человека от окружающего мира и от самого себя. Это - то, что символизируют одежды, которыми человек прикрывает себя, познав себя.
Собственно, тот же жгучий стыд мы находим и в религиозной интеллигенции. Всем религиозным философам было жутко стыдно за свой народ. Начиная, наверное, с Рамбама (см. у него Шмонэ Проким и еще). Цитируемый тут обильно Беркович. Он интеллигент. И ему - стыдно. Что, в общем то, нормально. Что, в общем то - "грех древа познания", грех отрыва от своей природы и от своего народа.
В этом контексте харейдимно-хилонимное перетягивание каната в области одежды звучит особенно интересно. (Шагар где то об этом пишет).
Минимализм в одежде - это не "моральное разложение". Это - тяга к природе. Стремление человека к раскрытию собственной природы, скованной напрочь западной цивилизацией. Стремление человека к миру с природой внутри себя и природой вовне. Достаточно мессианское движение, на самом деле.
А вот стремление застегнуться на все пуговицы, и еще закрыть глаза, чтобы не дай Б-г не увидеть чего нибудь такого. .. - это как раз грех Древа познания в чистом виде. Современный, в основном сугубо интеллектуальный харейдимзм - совершенно естественным образом стремится еще более развести по разным полюсам природу и разум. Надеясь - по Рамбаму - что чистый разум познает Б-га.
Однако, как написал рав Дрейфус в одном из недавних номеров "Адраба" - приобретя разум, человвек потерял Б-га. Ибо "Элоким гиматрия тэва". Б-г находится в природе. И постигается через природу, не через разум. И в этом смысл возвращения в Эрец Исраэль
Шавуа тов