Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Всю субботу не вылезала из головы странная мысль

Всю субботу не вылезала из головы странная мысль. «И были оба они наги и не стыдились». А потом покушали от Древа познания — и первым делом «и увидели что наги они». Психологически здесь совершенно замечательная картинка. На первой картинке — человек природный. Единый с природой вокруг. Единый с природой внутри. И — ему не стыдно. Стыд — это проявление диссонанса. Если нет диссонанса — нет и стыда. На второй картинке homo sapience. Человек разумный. Человек познавший. И устыдившийся — самого себя. Интересно отношение Б-га к этому «кто сказал тебе что наг ты» — явно отсюда, что первоначальное природное и естественное состояние — это было то, что надо. А слишком раннее взросление — было не то, что требовалось. Так или иначе из этой картинки следуют несколько вещей. Как только человек приобретает разум — он начинает стыдиться. Стыдиться и закрываться (по-видимому это одно и то же). И чем больше разума — тем больше стыда. Кому больше всего стыдно за свою страну? — Интеллигенции. «Бецелем», «Шоврим штика» и проч. Нет, они не предатели. Они — интеллигенты. И свойство интеллигенции — свойство разума — стыд. Я не говорю хорошо или плохо. Это — природа разума. Разум эгоистичен по природе. Разум, сознание — отделяют человека от окружающего мира и от самого себя. Это — то, что символизируют одежды, которыми человек прикрывает себя, познав себя. Собственно, тот же жгучий стыд мы находим и в религиозной интеллигенции. Всем религиозным философам было жутко стыдно за свой народ. Начиная, наверное, с Рамбама (см. у него Шмонэ Проким и еще). Цитируемый тут обильно Беркович. Он интеллигент. И ему — стыдно. Что, в общем то, нормально. Что, в общем то — «грех древа познания», грех отрыва от своей природы и от своего народа. В этом контексте харейдимно-хилонимное перетягивание каната в области одежды звучит особенно интересно. (Шагар где то об этом пишет). Минимализм в одежде — это не «моральное разложение». Это — тяга к природе. Стремление человека к раскрытию собственной природы, скованной напрочь западной цивилизацией. Стремление человека к миру с природой внутри себя и природой вовне. Достаточно мессианское движение, на самом деле. А вот стремление застегнуться на все пуговицы, и еще закрыть глаза, чтобы не дай Б-г не увидеть чего нибудь такого. .. — это как раз грех Древа познания в чистом виде. Современный, в основном сугубо интеллектуальный харейдимзм — совершенно естественным образом стремится еще более развести по разным полюсам природу и разум. Надеясь — по Рамбаму — что чистый разум познает Б-га. Однако, как написал рав Дрейфус в одном из недавних номеров «Адраба» — приобретя разум, человвек потерял Б-га. Ибо «Элоким гиматрия тэва». Б-г находится в природе. И постигается через природу, не через разум. И в этом смысл возвращения в Эрец Исраэль Шавуа тов