Прошлая недельная глава (Эмор) затрагивает тему, которую мы зачастую пытаемся избегать. Для Хазаль - это вполне "открытая" тема. Но для того воспитания, которое мы получили - зачастую эта тема закрыта.
Это тема - тема смерти. "Скажи коэнам сынам Аарона" - и далее следует подробное перечисление тех родственников, к которым коэн имеет право "оскверниться" - т.е, принимать участие в похоронах. Раши везде подчеркивает "мет-мицва" - умерший, которого некому хоронить - даже Первосвященник обязан заниматься его похоронами.
Тора не отрицает нелогичность смерти. Тора лишь ограничивает - насколько человек должен сокрушаться по умершим. В этом - смысл главы. "Святы будьте" - и поэтому "не рвите волосы головы и бороды по умершим". "Не расцарапывайте плоть по умершим".
Почему отношение к смерти столь различно для религиозного и для нерелигиозного человека? (Возможно, это один из водоразделов между человеком внутренне религиозным и человеком внутренне светским).
Для светского человека - нет ничего более нелогичного чем болезнь и смерть. Смерть - это плевок в лицо разума. Это плевок в лицо логике. Это плевок в сторону Храма разума, который мы с таким трудом выстроили. Не случайно Адаму, вкусившему от Древа Познания - следует наказание смертью. Вкусив плод разума - человек способен подумать что разум это все. И поэтому разум уравновешивается смертью - самым нелогичным событиием, которое только может произойти.
У Хазаль нет проблемы говорить о смерти. "Вернись за день до своей смерти", "Напомнит ему день смерти" - Хазаль говорят об этом открыто и спокойно.
Йегуда Ифрах как то сказал на одном из уроков что-то в духе "лишь принимая смерть мы принимаем жизнь". Жизнь и смерть - это две части одного жизненного цикла. "Рехем" (материнское чрево) означает также "могила" - любит повторять рав Гинзбург.
В этом смысле можно, наверное, сказать, что принимая смерть, человек открывается к а-логичному пласту жизни, который, собственно, составляет ее содержание и суть. Отрицая смерть (и мысли о смерти) - человек обрекает себя на существование на обочине жизни, не проникая в ее глубину.
Я, наверное, в этом смысле, законечнный, абсолютный атеист. Но вдруг приходит какое то понимание, что есть какой то, более глубокий пласт жизни. После смерти тоже есть жизнь. "Скажи коэнам сынам Аарона"