Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Прошлая недельная глава (Эмор) затрагивает тему которую мы зачастую пытаемся избегать

Прошлая недельная глава (Эмор) затрагивает тему, которую мы зачастую пытаемся избегать. Для Хазаль — это вполне «открытая» тема. Но для того воспитания, которое мы получили — зачастую эта тема закрыта. Это тема — тема смерти. «Скажи коэнам сынам Аарона» — и далее следует подробное перечисление тех родственников, к которым коэн имеет право «оскверниться» — т.е, принимать участие в похоронах. Раши везде подчеркивает «мет-мицва» — умерший, которого некому хоронить — даже Первосвященник обязан заниматься его похоронами. Тора не отрицает нелогичность смерти. Тора лишь ограничивает — насколько человек должен сокрушаться по умершим. В этом — смысл главы. «Святы будьте» — и поэтому «не рвите волосы головы и бороды по умершим». «Не расцарапывайте плоть по умершим». Почему отношение к смерти столь различно для религиозного и для нерелигиозного человека? (Возможно, это один из водоразделов между человеком внутренне религиозным и человеком внутренне светским). Для светского человека — нет ничего более нелогичного чем болезнь и смерть. Смерть — это плевок в лицо разума. Это плевок в лицо логике. Это плевок в сторону Храма разума, который мы с таким трудом выстроили. Не случайно Адаму, вкусившему от Древа Познания — следует наказание смертью. Вкусив плод разума — человек способен подумать что разум это все. И поэтому разум уравновешивается смертью — самым нелогичным событиием, которое только может произойти. У Хазаль нет проблемы говорить о смерти. «Вернись за день до своей смерти», «Напомнит ему день смерти» — Хазаль говорят об этом открыто и спокойно. Йегуда Ифрах как то сказал на одном из уроков что-то в духе «лишь принимая смерть мы принимаем жизнь». Жизнь и смерть — это две части одного жизненного цикла. «Рехем» (материнское чрево) означает также «могила» — любит повторять рав Гинзбург. В этом смысле можно, наверное, сказать, что принимая смерть, человек открывается к а-логичному пласту жизни, который, собственно, составляет ее содержание и суть. Отрицая смерть (и мысли о смерти) — человек обрекает себя на существование на обочине жизни, не проникая в ее глубину. Я, наверное, в этом смысле, законечнный, абсолютный атеист. Но вдруг приходит какое то понимание, что есть какой то, более глубокий пласт жизни. После смерти тоже есть жизнь. «Скажи коэнам сынам Аарона»