Яков Штраль

Яков Штраль

Я зациклился на одной мысли, что если все лгут и себе и другим, то вера не только бессмысленна, но и не существует. Но вера это не спор, который можно выиграть или проиграть. (House, M.D) Ничего хорошего не получится, если «бросить ему в лицо», что он только использует свои симптомы в надежде привязать к себе жену или подчинить сестру и т. д. Иначе мы впадем в определенного рода шантаж по отношению к пациенту. Мы продолжаем доказывать, что его симптом — это только оружие, которое он использует, чтобы терроризировать членов его семьи, до тех пор пока он не соберет все свои силы и каким-то образом не победит свой симптом — только ради того, чтобы избежать морального осуждения, избавиться от нашего критицизма. Этот род лечения, хотя и может быть успешным, по сути дела несправедлив. Вместо того чтобы принуждая пациента «пожертвовать» своим симптомом, представляется более разумным подождать, пока пациент сам придет к осознанию того, что он использовал свой симптом как средство реализации его воли к власти по отношению к его окружению или его семье. Спонтанность исповедей и инсайтов в свое «я» — вот что приносит подлинные эффекты. ( Франкл ) Это наводит меня на мысль, что моральное осуждение в обыденной жизни имеет показания и противопоказания. Иногда человек так сформирован средой, что стыдно то ему становится, но не из-за понимания своей неправоты, а как реакция. По опыту знаю, что нужны совсем другие аргументы...некая сократическая маевтика, подвести к этому, переложить работу на него, а значит и обличающая правда не нужна, парадигма мышления, которую Карл Гинзбург назвал уликоведением или Фуко культурой подозрения.

Запись опубликована в рубрике: .